?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
"Плач Ярославны" о состоянии флотов европейских государств
bmpd




Французский ресурс «Mer et Marine» разместил у себя небезынтересный материал под названием «L’Europe peine à maintenir sa puissance navale», в котором рассматривается нынешняя ситуация с военно-морским флотом в странах Европы. Наш блог приводит перевод данного материала.

Региональные противоречия, к примеру, необходимость контролировать и защищать морские пространства из-за экономических и территориальных соображений вынуждают многие страны развивать свои военные флоты. Не только за счет строительства кораблей «показывающих флаг», но и кораблей, спроектированных для ведения боевых действий высокой интенсивности. Рост мощи флотов очень явно заметен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Ближнем Востоке, причем особенно поражает рост флотов Китая и Индии. Эта тенденция роста также наблюдается в Латинской Америке и даже Африке, причем не надо забывать о возвращении на мировую сцену российского ВМФ. Что касается, ВМС США, то они пытаются сохранить свое превосходство за счет методичного обновления кораблей практически всех крупных классов (авианосцы, подводные лодки, эсминцы, корабли проекции силы, морской авиации) и за счет продолжения ведения программ в области инновационных НИОКР.

АУГ

Французский атомный авианосец R 91 Charles de Gaulle и корабли эскорта (с) ВМС Франции




Перед лицом этого военно-морского «перевооружения» в мировом масштабе Европа остается на обочине. Причина, возможно, заключается в том, что общественное мнение мало чувствительно к военно-морским делам и в течение многих десятилетий привыкло жить в мире: опасность кажется далекой и размытой. Чувство безопасности, было временно поколеблено несколькими кризисами, например, в бывшей Югославии в 1990-х годах или недавний Украинский кризис, но о них быстро забыли.

Сотрудничество укрепляется, но оно имеет свои пределы

Появление новых угроз и растущая нестабильность в глобальном масштабе, которая несет риски для общества, основанного на идеях глобализации и свободном передвижении, должны вынудить Европу усилить свою оборону, и в первую очередь ее возможности по проведению операций на удаленных театрах и самостоятельно, что является главной характеристикой военно-морской мощи. Безусловно, сотрудничество развивается, с приоритетом оперативной подготовки, имеются двухсторонние инициативы, к примеру, создание совместно франко-британского экспедиционного корпуса, а также впечатляющие операции под флагом Евросоюза – операции Atalante и Sophia. Стоит подчеркнуть некоторые положительные явления в части боевых операций : в ходе недавних боевых походов сил против «Халифата» в Сирии и Ираке, авианосец Charles de Gaulle, один из немногих факторов силы Евросоюза, сопровождался фрегатами ВМС Великобритании, Бельгии и ФРГ. Общая работа продолжает укрепляться, и также вписана в контекст НАТО. Однако отсутствие наднациональной задачи в рамках Европейского Союза, вопрос военных интервенций, остается в зависимости от дрязг и различий во взглядах между членами ЕС. Это на сегодняшний день и есть ограничения европейской обороны.

Инструмент с разбалансированными характеристиками

Также имеет место вопрос средств, который более сложный, чем воля к сотрудничеству. Так как в тот момент, когда надо принимать решение, правительства, которым приходится сталкиваться с финансовыми трудностями и населением, которому мало дела до военных вопросов, выбирают другие бюджетные приоритеты. Ирония истории – если сложить все средства, которые европейские страны тратят на оборону, то в конечном счете можно получить один из самых крупных бюджетов в мире. Но из-за недостатка общего инструментария, к примеру, программы сотрудничества оказываются очень сложными и из-за различных отклонений, эффективность этих трат на уровне государств оказывается сниженной. Из этого получается разрозненный ансамбль средств, которому не хватает однородности и который имеет разбалансированные характеристики.

Расколотая промышленность

Эта константа в особенности верная для судостроения, в котором Европе не хватает консолидации, различные акторы ведут яростную конкуренцию на мировом и европейском рынке , причем некоторые из них поддерживаются на плаву за счет огромных расходов со стороны национальных бюджетов. В отличие от других секторов промышленности, к примеру, аэрокосмической, можно насчитать весьма незначительное число совместных программ, политическое и промышленное сотрудничество в судостроении идет с большим трудом. В конечном счете, ВМС каждой страны могут получить только небольшие серии кораблей и в редких случаях могут воспользоваться эффектом масштаба за счет сложения своих затрат с другими.

Снижение боевого состава стабилизируется

В конечном счете, за редким исключением, европейские флоты могут только сохранять имеющийся формат и модернизировать свое вооружение. Глобально их тоннаж снижается. Однако кривая сглаживается по нескольким причинам. Так, некоторые флоты уже достигли своего минимума, после которого они более не смогут выполнять те задачи, которые перед ним стоят. С другой стороны, перед лицом растущих и вновь возникающих угроз, было принято решение прекратить дальнейшие сокращения корабельного состава, другими словами, усилить их возможности. Кроме того, есть страны, которые проводят добровольную политику поддержки своей национальной промышленности за счет размещения крупных заказов. Но является очевидным, то Европа весьма далеко от того состояния, когда ее военно-морская мощь соответствовала бы ее политическому и экономическому весу.



  • 1
Например, поставить на территории европейских стран ракеты предназначенные для защиты США - это явно выгодно для США и весьма опасно для европейцев. Активно устраивать заваруху в Ливии (что приводит к снижению поставок нефти в Европу) и Сирии (что ставит крест на проекте газопровода из Катара) и при этом закупать газ в США - это явно выгодно США и невыгодно Европе. И так далее.

- поставить на территории европейских стран ракеты предназначенные для защиты США...

Нет там таких ракет. И не предполагается.

- Активно устраивать заваруху в Ливии

Заваруху в Ливии устроили ливийцы. Европейцы поддержали тех, кто устраивал заваруху - по своим собственным причинам. Американцы на каком-то этапе поддержали европейцев (у них и свои счеты с Каддафи были).

- что приводит к снижению поставок нефти в Европу

Европа этого не заметила. Нефти, вообще-то избыток на рынке.

- и Сирии...

Это дело сирийцев.

- что ставит крест на проекте газопровода из Катара...

Вы как себе представляете цель газопровода из Катара в Сирию? Кстати, тогда, по идее, Катар должен всячески поддерживать Асада, чего не наблюдается.

- при этом закупать газ в США...

Газ в США долгое время не продавался в принципе. Только сейчас начали и в довольно ограниченных объемах. При этом у Европы полно и других источников газа. О снижении поставок газа в европейские страны ничего не известно.


///Нет там таких ракет. И не предполагается
Без комментариев :-)

///Заваруху в Ливии устроили ливийцы. Европейцы поддержали тех, кто устраивал заваруху - по своим собственным причинам
Во многих странах есть те, кто готов устроить заваруху, но их сил слишком мало для этого. Если вдруг находятся добрые дяди, сделавшие за "повстанцев" львиную часть работы, то возникает вопрос кто действительно устроил заваруху - повстанцы или добрые дяди. "Счеты с Каддафи" указаны слишком туманно, но как Вы указали, они были у США, а не у европейцев, которые чуть не в десны с Каддафи целовались - что Саркози что Берлускони

///Вы как себе представляете цель газопровода из Катара в Сирию?
Как газопровод из Катара в Европу через Сирию. Если за столько лет Катар не смог построить газопровод через страну, в которой правит Асад, значит он заинтересован убрать Асада. Либо вынуждены работать на США. В любом случае, буйные мигранты из Сирии и Ливии (а с ними еще толпы из разных стран) - это не то, что требовалось Европе

///Газ в США долгое время не продавался в принципе.При этом у Европы полно и других источников газа
При этом Европа спит и видит как снизить зависимость от российского газа, но дело с TANAP движется по чайной ложке в пятилетку, добыча в Гронингене падает, а США очень хотят продавать свой сланцевый газ, да только он дорогой. Любой новый газопровод в Европу поставит крест на мечтах американских сланцевиков

- Без комментариев :-)

Обычно я объясняю ситуацию с помощью нитки и глобуса.

- Если вдруг находятся добрые дяди, сделавшие за "повстанцев" львиную часть работы...

Повстанцы. В Ливии, как раз отмечался худший сценарий для каждого государства - крах государственного аппарата. Как следствие война была не правительственный сил против каких-то мятежников, а двух (условно) частей народа, причем на стороне победивших народа было больше. В такой ситуации дело Каддафи было проиграно в принципе - помощь со стороны НАТО только ускорила победу повстанцев, но не предопределила.

- "Счеты с Каддафи" указаны слишком туманно...

Много писал об этом в свое время - не хочу сейчас повторяться.

- но как Вы указали, они были у США, а не у европейцев, которые чуть не в десны с Каддафи целовались - что Саркози что Берлускони.

У США были старые счеты, у европейцев появились новые. Каддафи пытался в десны целоваться со всеми - и с европейцами и с русскими и играть на противоречиях.

- Как газопровод из Катара в Европу через Сирию. Дальше надо либо сжижать газ, либо вести трубопровод морем. А если сжижать, то в Катаре и так прекрасно сжижают. И ничуть не страдают от этого.

Сирия это не Европа.

- Если за столько лет Катар не смог построить газопровод...

А Катар пробовал?

- В любом случае, буйные мигранты из Сирии и Ливии (а с ними еще толпы из разных стран) - это не то, что требовалось Европе.

Оставим решать Европе, что им там требовалось.

- При этом Европа спит и видит как снизить зависимость от российского газа...

Пх... некоторое время Путин решил пошантажировать Европу снижением поставок. Европейцы только пожали плечами. Ничего, кроме потерянных денег мы не получили. Сейчас снова нарастили экспорт в Европу, с полного согласия европейцев. Желающих-то продать газ в Европу много.

///Обычно я объясняю ситуацию с помощью нитки и глобуса.
Чем ближе к точке старта тем лучше безотносительно траектории МБР, которая к тому же в случае Р-36М может проходить в любом направлении.

///а двух (условно) частей народа, причем на стороне победивших народа было больше
Голословно. Даже не имея возможности применять авиацию Каддафи продержался очень долго и добрым дядям пришлось забрасывать в Ливию свой спецназ. Обратите внимание, и в Тунисе и в Египте после всех перипетий к власти пришли деятели прежних режимов. Что говорит о том, кого в реальности поддерживали народные массы.

///Много писал об этом в свое время - не хочу сейчас повторяться.
Да и не надо.

/// Дальше надо либо сжижать газ, либо вести трубопровод морем. А если сжижать, то в Катаре и так прекрасно сжижают. И ничуть не страдают от этого.

Очень верно подмечено. Сирия,Турция, потом газопровод пройдет морем. (Как я понял, у Вас есть глобус. Воспользуйтесь.) Да и сжижать на средиземноморском побережье гораздо выгоднее чем проталкивать газовозы через Суэц.

///Сирия это не Европа.
Вы не с Украины часом пишите? :-)

///некоторое время Путин решил пошантажировать Европу снижением поставок. Европейцы только пожали плечами. Ничего, кроме потерянных денег мы не получили.

Если Вы про тот случай, когда Кучма потупив глазки признал "несанкционированный отбор газа", то европейцы не только пожали плечами, но и быстренько согласовали СевПоток.

  • 1