?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Приборное оборудование самолетов Су-30СМ и Су-34
bmpd
Оригинал взят у коллеги diana_mihailova в Приборное оборудование самолетов Су-30СМ и Су-34


Взято у коллеги osipov.

Интересный зверь. СПКР-М2. Именно оно контролирует скольжение, углы атаки, перегрузку на Су-34 и Су-30СМ. Входит туда три датчика ДАУ-72, датчик ДЛУ-26, указатель УАП5-24 и блоки. Значительно модернизированный вариант СОС-2-8 и СОС-2-7. Делают в Воронеже.




С этой вещью ситуация вообще была неординарная. На Су-27СМ от УАП6-3 частично ушли. Где-то (на каждой второй или третьей машине) этот указатель есть , где-то его вообще нет. На Су-30М2 есть. В этих случаях он маленький, поскольку дублирующий всего-навсего показания текущей перегрузки и текущего угла атаки. Такой ставили на МиГ-29 и ранних Су-27 до 1988 года включительно. Он малоинформативный , нет значений Мах/Min по углу атаки и перегрузке. Допускаемых значений.

Поэтому в Воронеже сделали большой указатель - УАП5. Его стали ставить на Су-27 с 1989 года (примерно). Лично приходилось разбирать и делать такой прибор. Он очень сложный. Там множество бленкеров, рисок работающих от шаговых двигателей связанных механически с потенциометрами обратной связи. Модификация 13 появилась на Т-10С, модификация 18 на Т-10К. Модификация 14 на Як-141. Модификация 17 на МиГ-31М и Як-130.



Теперь, спустя почти 30 лет после своего создания модификация УАП5-24 появилась на Су-34 и Су-30СМ. Очевидно как базовая, поскольку от маленького УАП6-3 ушли непонятно почему.

Провел вскрытие УАП5-24. Как и писал очень сложная вещь с точки зрения механики/кинематики. Шаговых двигателей и потенциометров более десятка! То есть на каждый показывающий параметр (например aльфа Max) своя система с обратной связью - шаговый мотор-генератор/потенциометр и масса навесных элементов. Очень много микроподшипников и шестеренок.
Стоит сейчас такой приборчик как две новых «Калины» :)





Все остальное от этой системы тоже лежит передо мной сейчас.
И ДЛУ-26 и ДАУ-72. Последний флюгерный датчик тоже очень сложный прибор - шаговые, потенциометры, обогреватель, син/кос трансформатор.
Ах да, забыл. В УАП5 толщина стекла 1 см! И он совсем не простое, антибликовое и не потеет. Сбоку сверху стекла высечена фаска для блока подсветки где лампы размером с зерно. Закупочная стоимость УАП5 порядка 680 тысяч рублей /штука.

А это уже УАП6-3. Маленький дублирующий указатель от Су-30М2 и Су-27СМ. Он еще на ранних Су-27 стоял до 1989 года.  Сделан он проще, хотя не разбирал. Всего два шаговых и два потенциометра внутри. Подсветка. По количеству контактов разъема СНЦ23 сзади можно судить. Всего два параметра - текущая перегрузка и угол атаки. Ничего лишнего :)


Сзади. Эта система называется СОС-2-7. И после тоже приставка в виде цифры. Зависит куда идет, на Су-30МКК, Су-30МК2(30М2) или вариант с указателем для Су-27СМ. Делается в Воронеже, как и все подобное. Набор датчиков примерно тот же, что и в предыдущей рассмотренной системе. Отличия лишь в приставках цифр после имени датчика. Например, ДЛУ-26-02. А в этой системе ДЛУ-26-07 и так далее. ДАУ-72-1-1 и ДАУ-72-4-4 отличаются вроде как разъемами.



К13 на указатели это уже название жгута с разъемом. Их КнааПО и Иркут самостоятельно собирают и обжимают контакты разъема СНЦ23. Провода там идут на подсветку в приборе (они связаны на шину подсветки приборов кабины получающую регулируемый ток через трансформатор ТР-60 на панели «Освещение») и тянутся в блок БФСИ. Он формирует сигнал индикации указателя, алгоритм его работы (скорость хода стрелок, отклонение рисок в зависимости от состояния самолета и др). Также дает цифровой сигнал для индикации на дисплеях. А в системы самолета сигнал и ограничения выдает/принимает другой блок. Например, сигнал «Шасси обжато».

УАП5-24 в кабине Су-34.

А вот он же. Ну, уже в первой кабине Су-30СМ. Во второй его нет. Но на М2 маленький УАП6-3 стоит в обеих кабинах.


Это первая кабина Су-30см.

Интересно, а чем дисплеи с Су-34 не угодили на Су-30СМ ?
Не угодили, во-первых, требованию минимальной переделки 30мк в см, а во-вторых, качеством картинки, на смке получше, не в разы, но лучше. Конечно, хотелось с см3, вот там красота! и видно все четко, и размер что надо, и программируется, как хочешь.

Как и обещал, расскажу о группе резервных электромеханических приборов. Она одинакова на Су-30СМ и Су-34. Отличие только в тахометре оборотов двигателей, которого просто нет на последнем самолете. На этот раз расскажу об указателе приборной скорости УС-1-1, вариометре ВР-РПБ, индикаторе ИНП-Р и тахометре ИТЭ-2ТБ2. Первые два прибора (входит еще третий - высотомер ВБМ-РПБ) нужны на случай отказа СВС или системы индикации. Они помогут экипажу привести машину на аэродром, не свалившись при этом в штопор от незнания скорости и высоты. ИНП-Р нужен на случай отказа ИНС. Он вместе с компасом КИ-13 поможет определить курс и местоположение. Тахометр ИТЭ-2ТБ2 просто показывает обороты двигателей.
Все эти приборы не разборные. То есть полностью герметичны и разборка возможна только на заводе-изготовителе. Стоит каждый из них примерно как новые отечественные «Жигули» - порядка 340-500 тысяч рублей.





Еще идут: авиагоризонт АГР-29 , высотомер ВБМ-РПБ , компас КИ-13 , топливомерный цифровой индикатор ИЦС7 , вольтметр постоянного тока В-1 :)
Это помимо рассмотренных УАП5-24 , ИНП-Р , ВР-РПБ , УС-1-1 и ИТЭ-2ТБ2.

Часы 781. Они заменили снятые с производства в Челябинске часы 756. Механика выпускается в Москве (СКБЧМ) , кварцевые в Чистополе (Восток). Стоит механика около 500 тысяч рублей. Это незаменимый атрибут Су-27СМ , Су-27СМ3 , Су-30М2 , Су-30СМ , МиГ-29К и МиГ-29СМТ.
А вот на 34-м уже кварц...




Конструкторы в Татарстане (Восток) ушли далеко вперед в модернизации часов 781. Они сделали их электромеханическими отказавшись от сложного единого механизма а просто установили 3 механизма один на один - часы , секундомер и время полета. От этого часы максимально упростились и подешевели. Не нужно их заводить , нет пружины. Не вылетят оси , нет камней , ничего не сотрется , ничего не надо чистить. Просто включением АЗС подал питание на шину от которой питаются часы , они сразу пошли. Подвел кремальерой время , нажал кнопку и отсчет времени полета. При необходимости (когда выполняют пуски ракет) пускают секундомер точного времени. Для измерения его с точностью до секунды (морковные стрелки).


Ах да, у них корпус в три раза длинней, чем у механических. И вес увеличился :).

О топливоизмерении и индикации. Цифровой индикатор ИЦС7-1. Он показывает запас топлива на Су-30СМ и Су-34. В первом случае это составная часть системы СТР7-5М.




Получается, что Су-30М2 устаревший самолет в плане оборудования. Оно такое же, как в середине 90-х годов. Подавляющее большинство приборов в кабинах как на обычном Су-27УБ , это и индикатор топливомера ИСТР2-8 , и указатели ТВГ УТ-7АБ , и индикатор шасси ИП52-04 , индикатор клина ИПК-2-02Б , индикаторы носков , давления и все остальное чего на Су-30СМ и Су-34 нету в помине.

СВС и описание, на каких ЛА используется та или иная система. На Су-30СМ стоит экспортная СВС-2Ц-У 30МКИ, на Су-34 стоит СВС-2Ц-У-2 , на Су-30М2 и Су-27См стоит штатная СВС-2Ц-2 сер.2.






  • 1
Прекрасный пост для тех кто любит утверждать что Су-30М2 и Су-30СМ одно и тоже.

Да, похоже Ф-16, блок 5.

(Deleted comment)
Получается, что Су-30М2 устаревший самолет в плане оборудования. Оно такое же, как в середине 90-х годов.
-----------------
слово унификация товарищу похоже не знакомо...

надо было по КИ-13 отсчет производить :))

много бленкеров, это тебе не фуе мое

>>>Ах да, у них корпус в три раза длинней, чем у механических. И вес увеличился :)

<<<А нахрена?! %(

эх, какое всё родное, кондовое!
Винты со шлицами под плоскую отвёртку с выступающей верхней частью на корпусом, корпуса приборов из металла в пол-пальца толщиной...

рассчитано на работу после попадания в эпицентр ядерного взрыва :)

кстати, каждый раз когда причина неработы чего-либо оказывается отошедшим контактом, особенно это касается всяких usb, hdmi или dport (в их мини и микроверсиях), вспоминаю старые добрые типа РМД, закрутил и забыл!

зы
кстати, на мки30 вроде не шлицевые и без торчащей головки. А на других приборах если присмотреться, что можно заметить шайбу под пломбу. Так что все что торчит, торчит для дела! :)

Edited at 2017-01-15 08:10 am (UTC)

а вот вопрос, шаговые двигатели чьего производства?
просто хочу понять, у нас хоть кто-то выпускает шаговые движки и вообще что-то подобное.

да и всякие подшипники кто делает то ?

возможно глупый вопрос с точки зрения специалиста:

а что, MEMS-технологию ещё не довели до кондиции в мире, чтобы полностью перейти на микро-размеры, заодно отказавшись от всяких двигателей, стрелочек, а просто показывать на цифровом дисплее показания?

Так это все дублирующие приборы как я понял, цифровые тоже имеются ,но старые доьрые аналоговые они теплее и надежнее))



Во ёпт, а датчик температуры от духовки не забыли поставить, тож радиации не боится

ух скока красных кнопок

санитары не удержат

А Отчего такие конские ценники Оо ,часы 500тышь сдуреть, как штучные швейцарские которые тоже явно не просты в производстве и серия их мала .


я вот тоже не понял малость в этом моменте. ладно приборы отражающие полётную информацию (сложные там все дела), но ёлы-палы, часы в 10 штук баксов...две функции, 4 стрелки..Или там особо зачарованные пружины чтобы стрелки от перегрузки на полшестого не сыпались?

Лавка древностей. Я знал, конечно, что "если самолёт полетел, то он уже устарел", но простейшие показиметры со слоновьими массогабаритами по конским ценам...

Мда, понять бы ценообразование.

(Deleted comment)
Нормальные бабки, все как нужно.

Указатель сколжения не описан. Это весчь!

Знакомый инженер по БРЭО сильно сомневается в наличии шаговых двигателей в этих приборах. Может их с двигателями типа ДИД попутали?! Нечто похожее у них есть:

"... шд навряд ли могут применяться в автоматике подобной ввиду того что им для корректной работы нужен датчик положения ....а нахера огород городить если сельсинные системы автоматики делают тоже самое. при перегрузках шд может шаги не отработать. шд - там где нет перегрузки"

Edited at 2017-01-17 10:10 pm (UTC)

  • 1