?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Подготовка к возобновлению производства бомбардировщика Ту-160
bmpd
Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» 11 ноября 2016 года опубликовал материал Тимура Латыпова «Хребет» для Ту-160: как в Казани заново учатся варить титановые плиты» о том, что на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев") начато восстановление ключевых технологий для возобновления серийного производства стратегического бомбардировщика Ту-160.

Как узнал «БИЗНЕС Online», подписан график изготовления важнейшей части будущего ракетоносца (по всей видимости, речь идет о первой опытной машине) — титановой центральной балки. Эксперты указывают на важность момента и напоминают, что после развала СССР «титановый» цех попросту «разбомбили». На заводе признают, что многое «в запущенном состоянии», даже документов не сохранилось.


16156

(с) www.airforce.ru



С ТОЧНОСТЬЮ ДО ДОЛИ МИЛЛИМЕТРА

Уникальную технологию начали восстанавливать на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ). Речь идет о вакуумном отжиге и сварке узлов из титана, для чего некогда использовались установки электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45). На фоне новостного затишья по теме возобновления производства Ту-160 об этом сообщает заводская газета «Вперед!».

Напомним, в марте КАЗ заключил два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160, оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО «Электромеханика» (Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45. А вот подрядчика для восстановления ЭЛУ-24 тогда не определили. Как пишет заводская газета, им стало ижевское ОАО «НИТИ «Прогресс». Ему заплатят 710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. — сумма немаленькая всего лишь для ремонта двух установок. Что в них такого важного?

Во второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми выше установками. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.

«Хребтом» бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья. Для изготовления балки был разработан технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. «Титан, как известно, не варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — При сварке все должно идти очень точно — все исчисляется буквально долями миллиметра».

Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. «Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, — напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не было центроплана из титана».

Встречаются утверждения, что работу на ЭЛУ-45 приходилось проводить ночью — из-за большого потребления энергии только так можно было избежать обесточивания половины Казани.

Крайний из построеных КАЗом Ту-160. По всей видимости, в ближайшее время в Казани начнут делать хребет для нового ракетоносцаКрайний из построенных КАЗом Ту-160. По всей видимости, в ближайшее время в Казани начнут делать хребет для нового ракетоносца.


«ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО В ЭТОМ ЦЕХЕ БЫЛ РАЗГРОМ...»

Насколько важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового «стратега» — Ту-160М2? «На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся делать эту балку — не будет никакого нового Ту-160, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиастроительной отрасли. — Как известно, деньги на восстановление установок выделили большие. Успеют ли к сроку? Сложно сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь после 90-х годов в этом цехе все буквально разбомбили». «Если бы только в этом цехе был разгром...» — невесело отмечает Киреев.

«Все оказалось в запущенном состоянии», — не стали скрывать положение дел с двумя установками корреспонденты газеты «Вперед!». По их сведениям, даже документов никаких не осталось. Вместе с тем авторы статьи весьма оптимистичны: «В последнее время коллектив цеха №45 у всех на слуху. Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное производство... После выхода в свет распоряжения директора завода о создании механосборочного производства и цехов №45, 40 прошло совсем немного времени, а результаты работы уже налицо... ГАП (Казанский Гипронииавиапром — прим. авт.) утвердил новую планировку цеха... В настоящее время каждый этап работы подробно расписан... К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45, начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла».

Судя по словам начальника цеха №45 Алексея Потапова, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем управления, охлаждения, электроавтоматики.

Интересно, что в 70-е эту тему вел киевский институт им. Патона. «Когда установку в Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация — так они просто восхитились!» — вспомнил былое в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.

Сумеем ли сегодня обойтись без украинских специалистов? «Да, во главе работы стоял патоновский институт, — говорит Киреев, — он располагался на Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25 институтов! А сейчас... будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в этом плане сделать».



Тимур Латыпов

Лучше поздно, чем никогда.
Очухались наконец то, от иллюзий.

От иллюзий чего?


(Deleted comment)

Прикольно. А под каким номером эта балка на схеме?


Номер там не видать, эта вот широкая хрень ровно посередине рисунка, к которой поворотные узлы крыла крепятся.

-К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки

Эхехе... Ну посмотрим.

Тоже взлольнул...

Вот так новость, весьма неожиданно и очень приятно, что эту дивную птицу хотят вновь воскресить в производстве. Однако, конечно дорого, но это, конечно, никак нельзя изменить.

научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. «Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160

А как B-1B Lancer летает без этой балки и нафига восстанавливать технологию 30-летней давности? Может нам еще По-2 и T-34 восстанавливать?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Бред очередной.

(Deleted comment)
Альернатива Формуле-1 в БРИКС

Хорошо, конечно. Казалось бы, самолёт, ну непростой, ну скорость, а тут такие технологии. Хотелось бы ещё осознать синергию для гражданского применения.

не, не взлетит.

Восстановить технологии это всегда полезно, но может лучше было бы допилить ПАК ДА?

А его и пилят, как сообщается, параллельно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Помню как меня поразила буквально танковая толщина стенок аналогичного агрегата МиГ-23.

Конструктивно крыло изменяемой геометрии противоречит канонам проектирования самолетов, по которым более толстое и широкое корневое сечение крыла обеспечивает большую прочность и лёгкость конструкции. В к.и.г. наоборот, нагрузки в корне крыла концентрируются в одной точке - шарнире поворота.

Edited at 2016-11-11 09:52 pm (UTC)

Не реально, не взлетит.
Кстати, зачем они РФ вообще нужны?

Edited at 2016-11-11 10:13 pm (UTC)

> Кстати, зачем они РФ вообще нужны?

Задайте аналогичный вопрос по B-2 и B-52.

> Не реально

Няша, не забывай язык на чужбине.

(Deleted comment)
Что хохол предскажет - сбудется наоборот.

(Deleted comment)
Перепишите всех скептиков -- они будут посрАмлены )

Вы вроде тут один из наиболее адекватных комментаторов. Титан не варится оп определению, но "нейтральная среда" - это тупо аргон или азот. Какой там нахуй вакуум. Дуговой сваркой варили на севере под ветром азота правда жрало немеряно. Запишите меня в скептики, у татар нихера не получится, ибо тупые.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Трудовые подвиги, как обратная сторона безумного управления, опять востребованы страной... Как это по-нашему, мля. Ни документации, ни оборудования, ни специалистов, а сделать надо к... 30 марта. Лепота!

Напомнить легендарный текст американского, кстати, нефтяника о поисках техдокументации на работающий НПЗ, который просто решили проапгрейдить?

откуда бабло? совсем тронулись.

Откуда бабло?

Украинушку грабим, а що?