На вооружении Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины находится более 120 самолетов Су-24 (модификаций Су-24М и Су-24МР) различных годов выпуска, большинство из которых поступили на эксплуатацию в 1983 - 1991 годах и исчерпали сроки службы до первого ремонта. Незначительное их количество уже ремонтировалось. В то же время, многие из них близки к исчерпанию назначенных сроков службы, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Установленные сроки службы украинских самолетов Су-24М и этапы их продления.
За весь период эксплуатации парка самолетов Су-24М выполнен ряд мероприятий для обеспечения продолжения назначенных показателей (до первого ремонта, межремонтного) совместными действиями ремонтного завода, ГНИИ и войсковых частей, что обеспечило правовую основу и порядок дальнейшей эксплуатации стареющего парка этих самолетов.
Весь парк самолетов типа Су-24М условно можно разделить на три характерные группы по возможностям и экономической целесообразностью продолжения дальнейшей эксплуатации путем ремонта на АРЗ и выполнением работ по продлению назначенных показателей и перевод их на эксплуатацию по техническому состоянию.
Первая группа самолетов - это те, которые в настоящий момент эксплуатируются по назначению (она ограничена), вторая - те что находятся на хранении, третья - неисправные и те, которые подлежат утилизации.
По результатам исследований установлено, что самолеты типа Су-24М эксплуатируются с низкой интенсивностью.
Обобщенный анализ технического состояния всего парка по опыту обслуживания во время эксплуатации и хранения, опытом ремонтного завода обнаружил некоторые довольно опасные отказа и неисправности (повреждения). Они являются следствием физического износа при использовании, а также влияния агрессивного окружающей среды при значительных сроках эксплуатации. Выявлено, что физических износ от наработки значительно увеличивается от факторов повреждения при сроках эксплуатации, близких к установленным.
Все самолеты Су-24М украинского парка имеют значительный запас ресурса (около 1400 часов, наибольший - 2144 часа, наименьший - 933 часа). Эксплуатация парка самолетов типа Су-24М на протяжении более 25 лет в различных климатических зонах Украины в разные периоды становления Воздушных Сил ВС Украины дали значительный материал по вопросам воздействия окружающей среды и интенсивности использования самолетов по назначению на техническое состояние и уровень надежности.
Большинство отказов на самолетах связаны с последствиями воздействия окружающей среды (коррозионные поражения, потеря защитных свойств лакокрасочной и специальных покрытий, потеря свойств масел, старение резинотехнических изделий, уплотнений и неметаллических материалов). Некоторые дефекты, отказы и неисправности явно имеют механический характер, связанный с износом и другими факторами разрушения (износ и разрушение подшипников, износ подвижных соединений в механической проводке управления, трещины на кронштейнах крепления агрегатов системы управления, перетирания трубопроводов при вибрациях, отказ замков фиксации стоек шасси, повреждение подшипников половин стабилизатора, ослабление соединений и т.д.).
Следует особо выделить дефекты ответственных элементах, связанных с возникновением трещин усталостного характера (трещины на элементах стоек шасси, на кронштейнах крепления приводов, на обоймах подшипников колес опор шасси, трещины креплений механизма управления фонарем, разрушение трубопроводов через трещины, трещины обшивки и усилительных элементов во входных устройствах двигателей, трещины элементов панелей крыла и бачков-аккумуляторов топливной системы).
Особая группа дефектов связана с внешней негерметичностью гидравлической и топливной систем. Много дефектов характеризуют внутреннюю негерметичность (уменьшение скорости срабатывания из-за потерь свойств уплотнений и увеличение зазоров, негерметичность гидроаккумуляторов).
Материалы отражают динамику воздействия окружающей среды при эксплуатации самолетов при их использовании по назначению и хранении, дают возможность проанализировать изменения показателей надежности агрегатов планера и систем, влияние на техническое состояние самолета последствий износа при наработке в процессе использования по назначению.
Выявленные в ходе эксплуатации и ремонта проблемные места («слабые места») положены в основу временного перечня контрольно-восстановительных работ, которые необходимо выполнять для перевода самолетов типа Су-24М на эксплуатацию по техническому состоянию.
Для самолетов типа Су-24М усталостные трещины на планере чаще всего появляются в местах концентрации высоких переменных нагрузок. Трещины появляются также в местах дефектов металлургического и технологического происхождения или в местах грубой механической обработки поверхности (глубоких рисок, следов резцов), а также при наличии конструктивных несовершенств деталей и узлов. Чаще усталостные трещины появляются на силовых элементах конструкции, которые имеют значительные коррозионные поражения. Большую опасность для самолета представляют трещины в сварных швах.
Наиболее уязвимыми на самолетах являются: планер (крыло, фюзеляж, оперение, фонарь, воздухозаборники), шасси (стойки, замки фиксации, створки, колеса, цилиндры-подкосы), гидросистема (силовые приводы, краны, цилиндры, трубопроводы), система управления. Определен перечень элементов планера, на которых в ходе исследований технического состояния самолетов типа Су-24М обнаружены опасные виды дефектов и повреждений.
Обнаруженные отказа, повреждения, неисправности и усталостные разрушения определяют целесообразность дальнейшей эксплуатации самолетов типа Су-24М за пределами установленных показателей (сроков службы и ресурсов), а также дают основания для отработки технических, организационных и правовых мер при восстановлении исправности авиационной техники. Схема мест («проблемных мест»), где выявлены наиболее опасные отказа, повреждения и неисправности показана на рис. 2.
Рис.2 Компоновка самолета Су-24М. Основные элементы планера с «проблемными местами».
Определенные в ходе эксплуатации и ремонта «проблемные места» самолетов типа Су-24М положены в основу создания украинского временного перечня контрольно-восстановительных работ, которые должны выполняться при переводе на эксплуатацию по техническому состоянию.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →