?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Начаты летные испытания прототипа беспилотного летательного аппарата "Альтаир"
bmpd
Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» 5 августа 2016 года сообщил, что в середине июля в Казани были начаты летные испытания первого летного прототипа-демонстратора экспериментального разведывательного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета "Альтаир" (НИР "Альтиус-М"), имеющего взлетный вес около 5000 кг и создаваемого казанским АО «НПО ОКБ имени Симонова» (до недавнего времени именовалось ОАО «ОКБ «Сокол»; в программе также принимает участие АО «Группа Кронштадт» - ранее «Транзас», Санкт-Петербург). Прототип аппарата был построен на казанском АО "КАПО-Композит" (созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова). О начале испытаний прототипа БЛА "Альтаир" сообщается в материале Тимура Латыпова и Виктора Османова «Как «соколы» Шойгу в небе Казани подбираются к «хищникам» Пентагона».



7UhDD

Первый прототип-демонстратор БЛА "Альтаир" ("Альтиус-М") в сборочном цеху АО "КАПО-Композит". Казань, 25.03.2014 (с) Кадр программы новостей / militaryrussia.ru




Сенсация авиапрома: ОКБ им. Симонова подняло в воздух первый в стране тяжелый беспилотник — ушло 5 лет труда и не менее 1 млрд. рублей


Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Казани произошло сверхдолгожданное для минобороны событие: ОКБ им. Симонова подняло в первый полет оружие современной войны — первый в России тяжелый беспилотник. Он должен составить конкуренцию американским «Хищникам», способным уничтожать цели на земле. Военные приближали этот день как могли, ведь, по их мнению, казанцы подзатянули с выполнением заказа.

«ИНТЕРЕСНО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ НАШИХ ВОЕННЫХ ДУМАТЬ, ЧТО ЭТО РЕАЛЬНО?»

Диковинную двухмоторную «птицу» можно было увидеть в середине июля над аэродромом Казанского авиазавода. Таких пока не «водится» нигде в России. По данным «БИЗНЕС Online», это казанское АО «НПО ОКБ им. Симонова» (до недавнего времени — ОКБ «Сокол») подняло в первый полет «Альтаир» — первый российский тяжелый беспилотный летательный аппарат (БЛА). В самом конструкторском бюро эту информацию не комментируют.

Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БПЛА весом до 5 т ОКБ выиграло еще в октябре 2011 года. Машину с нетерпением, если не сказать, с некоторой нервозностью, ждут военные, которые в последние три года уделяют беспилотной тематике повышенное внимание. По нашей информации, будучи в Казани, министр обороны Сергей Шойгу сделал внушение гендиректору ОКБ Александру Гомзину за затягивание сроков. О необходимости ускорения Шойгу говорил еще в 2013 году. Тогда зампредседателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев сообщил, что три российских компании, в числе которых и «Сокол», работают над тем, чтобы выполнить поручение.

Впрочем, как полагает ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, военные не совсем объективны. «Если вспомнить зарубежный опыт (а минобороны наверняка смотрит на лучшие импортные примеры), то к нынешнему положению дел США шли более 20 лет — первые полеты Predator („Хищник“ — прим. авт.) и Reaper („Жнец“ — прим. авт.) состоялись в 1994 и 2001 годах, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — А версии, оснащенные оружием, появились существенно позднее. Мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за 5 - 7 лет. Интересно, что заставляет наших военных думать, что это реально?»

НА КРАЮ КАТАСТРОФЫ

Победа казанского бюро в столь значимом конкурсе до сих пор вызывает вопросы.

Во-первых, в конкурсе казанцы смогли обойти такого авиастроительного гранда, как ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ». «Мигари» даже попытались опротестовать решение военных в московском арбитраже — подали иск к минобороны и «Соколу» с требованием о признании недействительным размещение госзаказа. В декабре 2011 года претензии МиГа были названы судом необоснованными.

Во-вторых, ОКБ им. Симонова, конечно, фирма со стажем (образовано в 1959 году, а беспилотной тематикой занялось в 1968-м). Но, не умаляя достоинств компании, отметим, что это была весьма специфическая работа — переделка серийных истребителей в самолеты-мишени, а также создание буксируемых мишеней. И только в 1993 году в серию пошел близкий к классической БЛА-тематике комплекс воздушной мишени «Дань». Если и были еще какие-то разработки, то информация о них не разглашается. Впрочем, например, соруководитель рабочей группы «АэроНэт» в рамках Национальной технологической инициативы, гендиректор ЗАО «Центр передачи технологий» Сергей Жуков уверен, что все логично: «ОКБ Симонова — единственное в России предприятие, которое всегда занималось исключительно беспилотной техникой, за ним стоит опыт десятилетий», — подчеркнул он в беседе с «БИЗНЕС Online».

В-третьих, финансовое состояние компании накануне конкурса было катастрофическим. Если в 2006 - 2009 годах ОКБ устойчиво наращивало оборот, то в 2010-м оно получило чистый убыток в 38,9 млн. — больше, чем тогдашний уставный капитал бюро — 36,2 млн. рублей. Обычная фирма была бы вынуждена объявить себя банкротом, но с «Соколом» такого не произошло. А на следующий год она получила заказ от минобороны, и уже в 2012-м показала впечатляющий рост выручки — 616,9% — со 126 млн. до 907 млн. рублей. В 2013-м выручка выросла на 97% до 1,79 млрд. рублей, а чистая прибыль — в 14,6 раза, с 9 млн. рублей до 131 миллиона.

Есть предположение, что на успех ОКБ повлиял патронаж его основателя, а впоследствии главного конструктора фирмы Сухого, авторитетнейшего Михаила Симонова, который не терял связь со своим детищем, более того, помог его акционировать и до смерти (2011 год) был бессменным председателем совета директоров ОКБ (с апреля 2014 года бюро носит его имя).

«ПЕРНАТЫЕ» АКЦИОНЕРЫ

Небезынтересно то, что в «жирный» для ОКБ 2013 год Татарстан, столь трепетно относящийся к своему участию в знаковых предприятиях оборонки, решил расстаться с акциями компании. Минземимущество РТ продало за 35,3 млн. рублей остававшийся у государства блокпакет в 25% плюс 2 акции компании АО «Сокол-Инвест». На сегодня структура акционеров ОКБ выглядит следующим образом: «Сокол-Инвест» — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%, физические лица — 5,4%.

Обе компании-владелицы весьма любопытны. «Сокол-Инвест» (зарегистрирован по тому же адресу, что и ОКБ, а руководит им заместитель генерального директора бюро Владислав Лачугин) был создан в 2003 году с участием правительства РТ и московского Лиос-банка. Инициатором создания этой компании выступало минэкономики РТ, предложившее привлечь инвестора для освоения серийного производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции, имеющей экспортный потенциал. Минземимущество РТ внесло в уставной капитал новой компании пакет в 69,6% акций ОКБ. При этом уставник новой компании был распределен в пользу банка — он имел 75% акций «Сокол-Инвеста», блокпакет в 25% контролировал Татарстан. Однако с партнером вышла накладка — через два года ЦБ отозвал у Лиос-банка лицензию из-за рискованной кредитной политики, которая привела к значительной потере размера его капитала, утрате ликвидности и платежеспособности. Однако московский банк указан во владельцах компании. Из наиболее свежего списка аффилированных лиц ОКБ следует, что 100% акций «Сокол-Инвеста» находится в депозитарии АИКБ «Татфондбанк», который выступает номинальным держателем.

«Фалькон Эйр» (в переводе с английского falcon — «сокол» — прим. ред.) выглядит еще занятнее. Имена его генерального директора Рустема Сулейманова и собственника Диляры Махизяновой ничего не скажут общественности. Но выясняется, что они — партнеры влиятельного бизнесмена Рустэма Магдеева. У Сулейманова есть доля в ООО «Солид Билдинг Девелопмент», где Магдеев — основной владелец, а у Махизяновой есть доля в ООО «Климриэлт», где главный акционер — Эльбрус Рустэмович Магдеев (вероятно, сын). В середине 2000-х Магдеев-старший был помощником в то время премьер-министра РТ Рустама Минниханова. И, видимо, Магдеев остается влиятельной фигурой. К примеру, 9 июня 2014 года президент РТ выложил в своем аккаунте в «Инстаграме» несколько фото с 50-летнего юбилея Магдеева, который отмечался в спа-центре Luciano.

Отметим, что и председатель совета директоров ОКБ — выходец из правительственных кругов РТ: выпускница Харьковского института инженеров коммунального строительства Наталья Даниленко некоторое время возглавляла в министерстве экономики и промышленности РТ отдел оборонно-промышленного комплекса НИИ и КБ. Судя по отчетности ОКБ, с 2011 года она не только сменила в председательском кресле Симонова, но и стала и. о. начальника финансово-экономического отдела бюро.

УДАРНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ГАЗПРОМОВСКИЙ

Как бы то ни было, получение контракта на «Альтиус-М» стало для ОКБ этапным моментом, констатирует Федутинов, позволившим выйти на качественно новый уровень. Итогом НИР стала постройка прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета.

Внешний вид аппарата обнародовали на фото с одного из посещений Казани премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Известно о машине немного, и все это примерные данные. Планер выполнен из композитных материалов. Длина — 11,6 м, размах крыла — 28,5 метров. Продолжительность полета — до 48 ч, дальность — 10 тыс. км, потолок — 15 километров. Что касается целевой нагрузки, то, как сообщал главный конструктор ОКБ Александр Гомзин, ее вес достигает 2 т, в том числе это «оптико-электронный модуль, который разрабатывает казанское АО «Государственный институт прикладной оптики». Пока непонятно, прообразом какой машины можно назвать «Альтаир» — разведывательной или ударной. «Напрашиваются вполне очевидные параллели с разведывательно-ударными аппаратами — американским БЛА Reaper и израильским БЛА Heron TP (Eitan), — отмечает Федутинов. — Так что, скорее всего, „Альтаир“ будет представлять собой аппарат, предназначенный для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом обладающий некоторыми ударными возможностями».

Для «Альтаира» предусмотрено и гражданское применение. По словам Гомзина, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ПАО «Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов. «Стандарт «Газпрома» предусматривает два раза в неделю проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это примерно 120 тысяч километров, — рассказывал Гомзин. — Очень большой объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации. А если включить в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение. Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах». Гендиректор отметил, что в газпромовской программе используются многие решения темы «Альтиус-М». Также ОКБ представило проект по созданию единой информационно-управляющей системы в арктической зоне России.

Впрочем, до того как машина начнет летать, все это лишь благие пожелания. Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в 2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. Как полагает Федутинов, это означало и переход от НИР к следующему этапу — опытно-конструкторским работам (ОКР). Любопытно, что спустя месяц заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о том, что в России создан тяжелый БПЛА. «Беспилотник способен решать информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения», — уточнил Борисов, но не назвал фирму-разработчика. Но, как предположил тогда Федутинов, Борисов, скорее всего, имел в виду именно «Альтаир».

«БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШАГ»

Можно предположить, что первого полета с нетерпением ждали не только из-за того, что это важный технический этап программы, но и ввиду нюансов ее финансирования. По данным источников «БИЗНЕС Online», военные, не видя конкретного результата, стали придерживать денежки (а Шойгу в 2013 году и вовсе пригрозил останавливать работу с создателями робототехники, которые будут не согласны с ужесточением сроков разработки). Отметим, что по итогам 2014 года чистая прибыль ОКБ упала сразу на 99%, или в 107 раз, с 397,4 млн. до 3,7 млн. рублей. Выручка снизилась на 33,1% до 1,197 млрд. рублей.

Но по итогам «подлетного» 2015-го предприятие несколько поправило свои дела. Чистая прибыль увеличилась с 3,7 млн. до 7,3 млн. рублей. Выручка выросла на четверть с 1,2 млрд. до 1,5 млрд. рублей. При этом поступления от ОКР увеличились в 3,7 раза до 923 млн. рублей, выручка от НИР сократилась на 355 млн. рублей до 1 млн. Одновременно ОКБ получило 27 млн. субсидий от минобрнауки РФ и 50 млн. рублей — от минпромторга РФ на реализацию НИР и ОКР по приоритетным направлениям промышленности. К слову, в ОКБ неплохо получают, во всяком случае, в отчетности указана средняя зарплата в 63 тыс. 122 рубля...

И пока «Альтаир» окончательно не встанет на крыло (руководство ОКБ заявляло, что опытная эксплуатация начнентся в 2019 году), денег понадобится еще немало. «Испытания — итеративный процесс, тесно связанный с доработкой аппарата и доведением его характеристик до обозначенных заказчиком в техническом задании, — отмечает Федутинов. — Не исключено, что, как и в случае с созданием пилотируемых летательных аппаратов, здесь будет построено несколько летных экземпляров. Что касается длительности проведения работ, то она зависит от сложности разработки. В данном случае сложность определяется новизной создаваемой техники». Согласно отчетности ОКБ, объем запланированных на 2016-й работ — 1,6 млрд. рублей: ОКР и НИР — 907,5 млн.; изготовление серийной продукции — 516 млн.; прочих работ — 140 млн. рублей.

По всей видимости, итоги первых испытаний «Альтаира» будут представлены высшему руководству страны уже в сентябре, на одном из закрытых мероприятий главного военно-промышленного смотра России — форуме «Армия-2016». И можно быть уверенным, что нынешний успех ОКБ военные конвертируют для него в звонкую монету, а успех несомненен. «Беспилотников такого класса в России еще не было, и то, что машина поднята в воздух, это безусловное достижение, — говорит Жуков. — Это и большой психологический шаг, и перспектива достаточно быстро по-настоящему поставить машину на крыло. Достигнутый уровень заставит и других подтянуться. Так что событие очень значимое. Считаю, для Казани и Татарстана это большая честь».


Тимур Латыпов, Виктор Османов

В который раз.


-будут представлены высшему руководству страны уже в сентябре, на одном из закрытых -


В виде макета из папье маше.

Edited at 2016-08-05 09:24 pm (UTC)

Про Су-35 вы помнится то же самое говорили.

"Победа казанского бюро в столь значимом конкурсе до сих пор вызывает вопросы."
вот прям лучше и не скажешь.

>Есть предположение, что на успех ОКБ повлиял патронаж его основателя, а впоследствии главного конструктора фирмы Сухого, авторитетнейшего Михаила Симонова.

Старые добрые советские традиции, когда лоббирование "мэтров оборонки" погубило не один десяток перпективных проектов. Но зато их любимцы всегда были при заказах, невзирая на срывы сроков и превышение бюджетов, как и в данном случае.

Нихера сее он какой здоровый? А как он на винте может на 15 км взобраться? о)

а оно вообще летает ? ))

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Первый в РФ ударный беспилотник средней дальности покажут на "Армии-2016"

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/armiya-i-opk/3356730

Не ужели покажут Альтиус?

Это большой дальности, скорее покажут 1-тонный Дозор

А где фото- и видео-репортаж эпохального события ?!

Чё секретить-то? Идиоты.

ну как же,у него же крылья фанерные,засмеют.

(Deleted comment)
--ушло 5 лет труда и не менее 1 млрд. рублей

Очередная профанация, стоимость разработки Предатора 2,38 млрд.$
Даже по старому курсу это в 70 раз больше, и до этого у них был Рипер.
Создание такого беспилотника должо быть национальной программой типа SSJ или МС-21 с привлечением соответствующих ресурсов. Или этот позор будет продолжаться.

> до этого у них был Рипер.
Какой такой Рипер до Предатора?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Миговский "Скат" еще жив?

Его пора называть -Откат-.

на взлетке завода аппарат был виден уже два года назад, так что вызывает сомнение утверждение о первых полетах этим летом.
похоже что-то пошло не расчетно и потребовалось значительное время для устранения выявленных проблем: двигатели? системы управления?
кто-нибудь в курсе?

По ходу на нем стоит тот же дизель RED A03 V12, что и на Як-152. И скорее всего из-за того, что по заказу российских авиастроителей в Германии разрабатывается дизельный двигатель для легкомоторных самолетов малой авиации. Новость староватая, тем не менее по ходу решили использовать их.


спасибо за разъяснение, вот только зачем употреблять воровской жаргон?

У меня чота какие то нескладушки с цыферкаме. 48 часов в воздухе 10 тыс км. Поднимаемая масса 5 тонн (полезная 2). По расходу - он что движки будет выключать и планировать какую то часть полета? Сколько жрут два V12 по 500 лошадей - пускай даже по 50 литров в час, супер мега экономичные, это уже 4.8 тонны. А если учесть дальность то это крейсерская скорость километром 500 должна быть. И при таком расходе? А куда там его пихать то топливо в крылья не зальешь же... Что то не складывается.

Как вариант под взлетным весом указали снаряженную массу. Плюс на высоте расход топлива все таки меньше. Ну и полезную нагрузку берут вместо части топлива. Но хотя да цифры слегка перебор.

совершено очевидные вести
1 вкладывание гос средств в частную татарскую и никому не известную фирму, находящуюуся в предбанкротном состоянии!
очевидно это был больше политический и шаг чем экономический -не хотят обижать татар
хотя им и так уже все военные заказы отдают, правда армия в ужасе от татарских поделок и отпихивается всеми ногами.
2 связи и знакомства лоббирование на самом верху
обратите внимание -ни один частный инвестор не вложил в это казалось бы выгодное дело.
Потому что понимал - это дурость связываться с авиастроителями лишь только потому что они из татарии!

(Deleted comment)
//Он должен составить конкуренцию американским «Хищникам», способным уничтожать цели на земле.//

Чем вот только уничтожать? Если опять ракеты класса "держу, держу", то нафиг надо.

думается у мига вышло бы не лучше. многое утрачено

Что у МиГа утрачено? Он никогда БПЛА не занимался, опыта создания автономной техники не имеет, утрачивать нечего. В СССР технологий таких и не было. Все создается с нуля с использованием иностранного опыта. Теперь свой наработали, дальше дело проще пойдет.

Edited at 2016-08-06 02:28 pm (UTC)