?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О ситуации в Южно-Китайском море
bmpd



На сайте Российского Совета по международным делам была опубликована небезынтересная статья "Южно-Китайское море — Гаагский суд и военная напряженность" старшего научного сотрудника Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН и Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, в которой он анализирует ситуацию вокруг спорных территорий в Южно-Китайском море.


12 июля 2016 года Международный суд в Гааге удовлетворил иск филиппинских властей и постановил, что КНР не имеет «исторического права» на спорные территории в Южно-Китайском море. Власти Китая, в свою очередь, решение суда не признали и выполнять его не намерены. Стоит ли ожидать нарастания напряженности в регионе, или Китай и Филиппины смогут договориться о компромиссе?





Карта Южно-Китайского моря в национальном образовательном центре в Нанкине, Китай (с) Imaginechina / Liu jianhua



Решение международного суда в Гааге по иску Филиппин, успешно оспоривших китайские притязания на акваторию Южно-Китайского моря, несомненно, осложнит положение КНР в Юго-Восточной Азии. Оно приведет к усилению давления США и Японии на Китай под предлогом «соблюдения международного права». Следствием этого может стать рост американской и китайской военной активности в регионе. Это, в свою очередь, вызовет нарастание напряженности, в том числе повысит вероятность возникновения вооруженного конфликта.

В то же время решение суда может и открыть пути для разрешения территориальных споров в Южно-Китайском море на основе компромисса. Президент Филиппин Родриго Дутерте уже не раз ясно давал понять, что намерен использовать решение суда в качестве отправной точки для нового раунда переговоров с Пекином. Его готовность к диалогу с КНР уже вызвала определенную обеспокоенность у Токио и Вашингтона. Филиппины ждали решения суда, чтобы начать торг на максимально выгодных условиях.

Филиппины ждали решения суда, чтобы начать торг на максимально выгодных условиях.

Переговоры, которые Р. Дутерте после решения суда сможет вести с позиций силы, потенциально сулят Филиппинам огромные выгоды: для китайцев, очевидно, сейчас лучше просто «купить» выход из невыгодного политического положения. Р. Дутерте еще на этапе своей предвыборной кампании указывал на готовность обменять уступки по проблеме Южно-Китайского моря на банальные инфраструктурные инвестиции. Он обещал, что если Китай решится за шестилетний срок построить на Филиппинах железные дороги, то он «замолчит» по поводу морского территориального спора.

052

Строящиеся для ВМС НОАК шестой и седьмой эскадренные миноносцы проекта 052D (с) HSN

Для китайцев, очевидно, сейчас лучше просто «купить» выход из невыгодного политического положения.

Такая позиция естественна и логична для популистского политика, опирающегося на поддержку бедной, непривилегированной части населения. Вместо затяжной, бесперспективной и затратной (учитывая роль китайской экономики в регионе) борьбы с Китаем за бесполезные рифы и скалы с весьма скромным объемом доказанных ресурсов Р. Дутерте после решения суда может добиться от китайцев весьма крупных экономических уступок. Это позволит создать новые производства, расширить многочисленные узкие места филиппинской инфраструктуры и обеспечить политическое будущее президента.v

Китайцы подают сигналы о своей готовности к торгу. Однако итогом любого компромисса будет усиление стратегических позиций КНР в Юго-Восточной Азии и рост китайского влияния на страны АСЕАН в обмен на всего лишь деньги, в чем не заинтересованы ни США, ни Япония. Учитывая нестабильный характер филиппинской внутренней политики и ее открытость внешнему влиянию, нельзя исключать, что переговорный процесс будет сорван или примет затяжной характер.

В целом Филиппины и в еще большей степени другие страны АСЕАН, включая Вьетнам, не нацелены на то, чтобы загнать китайцев в угол или заставить их в одностороннем порядке отказаться от своих притязаний и позиций в отношении Южно-Китайского моря — они слишком хорошо понимают, что это невозможно. Политика стран — членов АСЕАН состоит в постоянном маневрировании между великими державами и торге. Необратимая конфронтация с одной сверхдержавой означает полную зависимость от другой, и это их пугает. Они не доверяют Соединенным Штатам почти в той же степени, что и Китаю.

Эта закономерность касается даже формальных союзников США в регионе. Достаточно посмотреть на заявление МИД Сингапура после решения суда, где не содержится и намека на поддержку позиции одной из сторон. Исключение составляют беднейшие страны альянса, такие как Камбоджа и Лаос, попавшие под определяющее китайское влияние, и этот фактор отражается на способности АСЕАН к проведению последовательной политики.

Вместо затяжной, бесперспективной и затратной борьбы с Китаем за бесполезные рифы и скалы с весьма скромным объемом доказанных ресурсов Р. Дутерте после решения суда может добиться от китайцев весьма крупных экономических уступок.

США и Япония заинтересованы в том, чтобы использовать решения суда для изоляции КНР и ослабить тем самым китайское влияние в регионе, а также сформировать единый, относительно спаянный блок стран, противостоящий китайской «агрессии и нарушениям международного права», примерно по тому же образцу, как это было проделано в Европе в отношении России. Таким образом, сейчас решается не вопрос обладания рифами, скалами и правами на окружающую акваторию, а вопрос места Китая в региональной политике.

Слишком поспешные, жесткие, необдуманные шаги могут привести Китай к изоляции. С другой стороны, демонстрация слабости перед лицом американского давления может иметь еще более губительные последствия. К ослаблению авторитета в регионе добавится уничтожение репутации китайского правительства в глазах собственного населения. Решение суда и сопутствующие действия США уже вызвали рост патриотических и националистических настроений среди китайцев. Китайские интернет-цензоры вынуждены заняться непривычным делом — удалением из социальных сетей призывов к войне.

Китай должен будет, с одной стороны, демонстрировать готовность к диалогу с соседями по региону, а с другой — подчеркивать свою силу, решимость и готовность при необходимости идти до конца. Именно этой цели служили крупные военные учения в Южно-Китайском море, продолжавшиеся несколько дней и завершившиеся в понедельник накануне объявления решения гаагского арбитража. В учениях с боевой стрельбой участвовали авиация, надводные корабли, подводные лодки и береговые ракетные части. Китай в полной мере продемонстрировал свой мощный боевой потенциал в данном районе. Демонстрации твердости позиции служат и жесткие заявления китайского правительства после решения суда. Вполне возможно, что Китай реализует свое обещание и создаст в ближайшее время идентификационную зону ПВО в Южно-Китайском море, подобно тому, как это было сделано в Восточно-Китайском море.

Учитывая нестабильный характер филиппинской внутренней политики и ее открытость внешнему влиянию, нельзя исключать, что переговорный процесс будет сорван или примет затяжной характер.

Конфликт не входит в планы ни одной из сторон, но ситуация опасна. Слишком активное американское «патрулирование по обеспечению свободы судоходства», в особенности попытки летать прямо над китайскими островами или войти в 12-мильную зону вокруг них вполне могут привести к вооруженному инциденту. Это реальная угроза, на которую в той или иной степени придется реагировать всем. Отсидеться в стороне не получится.

Россия занимает вполне разумную и рациональную позицию по спорам в Южно-Китайском море. Не поддерживая притязания ни одной из сторон, Россия призывает их решить споры в ходе мирных переговоров, избегая интернационализации конфликта. Тщательно соблюдаемый нейтралитет не касается, однако, деятельности США в рамках конфликта. Россия прямо критикует вмешательство в конфликт внерегиональных держав, обвиняя их в росте напряженности в регионе. Заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой, сделанное в четверг, также следует данной линии. В нем содержатся указания на необходимость проявлять сдержанность, разрешать спор путем переговоров и консультаций вовлеченных сторон с уважением к международному праву. В то же время, в заявлении указывается на контрпродуктивность вмешательства в ситуацию внерегиональных сил. При этом Россия уходит от правовых оценок решения арбитражного суда. Вероятно, такая позиция сохранится и в дальнейшем. Возможно лишь, что в случае дальнейшей активизации внерегиональных сил критика их роли со стороны России также будет усилена.


  • 1
А Китай (и Россия) подписывал какую то бумагу, чтобы иметь возможность судиться в Гааге? А то какое то половинчатое международное право, кто сильнее тот и прав.

в соответствии с Конвенцией ООН по международному морскому праву, участниками которой являются обе страны, можно начать арбитраж по заявлению одной из стран

"старшего научного сотрудника Центра стратегических проблем"
боюсь представить какой бы "анализ" привел младший научный сотрудник

Молодцы Филиппины и Ко, а Китай весьма наглы - очертили себе так не слабо, все их претензии, что якобы 2 тыщи лет назад флот какого-то там Ху-Заипеня исследовал эти территории, согласно легендам старцев. Зато мы отдали остров Даманский и территории Китаю размером со всю Московскую область в свое время на безвозмездной основе. Зачем наши солдаты там остались? Непонятно.

Edited at 2016-07-18 08:16 am (UTC)

У них нет выхода. Или они занимают острова и строят там базы,
или янки строят базы на юге архипелага, и запирают китайцев Южно-Китайском море.
Со всеми вытекающими экономическими последствиями для китайцев.

Как показало решение по ЮКОСу другого "гаагского арбитража" , юридически обязывающей силы решения всяких "арбитражей" не имеют и опротестовываются в суде обычной юрисдикции. И во всех материалах на эту тему умалчивается,что это в данном случае за "арбитраж" и давал ли Китай согласие на рассмотрение вопроса "в этих самых гаагах".

(Deleted comment)
КНР в противостоянии с ВМС США надеется на противокорабельные баллистические ракеты. США в свою очередь, надеются на противодействие им своих SM-3. Особенно последних и разрабатываемых модификаций.

Ох, серьожа...

(Deleted comment)
Ничего не объединяет лучше чем общий враг.

КНР России "И не друг, и не враг, а - так".

(Deleted comment)

Это прекрасно

Враньё буквально с первого слова первого предложения. Какой там ещё "международный суд", на самом деле арбитраж - третейский суд, правомочный лишь с согласия обеих спорящих сторон. Согласия, которого Китай не давал. Далее читать смысла нет сего академического аналитика.

Re: Это прекрасно

Там несколько сложней, так как Китай всё же является государством-членом этой Постоянной палаты третейского суда, но в общем да -- Китай изначально отказался участвовать в этом разбирательстве, поэтому решение арбитража действительно очень сомнительно.

Правильно косоглазые карты красят. так и нам надо. на картах закрашивать в наш цвет Аляска (территория, незаконно оккупированная США), Хоккайдо (Японией), Восточная Европа (штриховочкой: Область Государственных интересов РФ). Пусть срут кирпичами.

  • 1