bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Продолжение мозамбикского флотского скандала

Как сообщила 1 мая 2016 года британская газета "Daily Mail", Великобритания приостановила ежегодную экономическую помощь Мозамбику в размере 84 млн фунтов стерлингов в связи с продолжающимся скандалом вокруг использования мозамбикскими властями кредитов, предназначенных для мозамбикской рыбодобывающей компании Empresa Moçambicana de Atum (Ematum), на закупку во Франции патрульных тримаранов и катеров, и обильных коррупционных обстоятельств этой истории. Это решение Великобритании последовало за приостановлением помощи Мозамбику по той же причине со стороны Международного валютного фонда и Всемирного банка. В частности МВФ отказал Мозамбику в предоставлении согласованного в прошлом году второго транша помощи в 200 млн фунтов, в результате чего кредитный рейтинг Мозамбика (четверть бюджньа которого составляет иностранная помощь) рухнул.

Терпение международных кредиторов лопнуло после того, как Мозамбик все-таки принял все заказанные им патрульные корабли и катера - построенные французской судостроительной компанией CMN Group три малых патрульных корабля тримаранного типа проекта Ocean Eagle 43, шесть сторожевых катеров проекта HSI 32 и пять катеров-перехватчиков проекта DV 15, и построенные компанией Abu Dhabi MAR в ОАЭ три катера-перехватчика проекта WP-18. В настоящее время три катера проекта WP-18 и пять катеров проекта DV 15 находятся в порту в столице Мозамбика Мапуту, где они выгружены на берег и не используются, а три первых сторожевых катера проекта HSI 32 были доставлены 1 февраля 2016 года в порт Пемба на севере Мозамбика.


Моз

Построенные для береговой охраны Мозамбика пять катеров-перехватчиков проекта DV 15 и три катера-перехватчика проекта WP-18 на хранении в порту в столице Мозамбика Мапуту. Апрель 2016 года (с) AFP



Напомним, что 5 сентября 2013 года французская компания CMN Group (Шербур) заключила комплексный контракт стоимостью около 200 млн евро на постройку для Мозамбика трех малых патрульных кораблей тримаранного типа проекта Ocean Eagle 43, трех 32-метровых сторожевых катеров проекта HSI 32 и 24 малых 32-метровых рыболовных траулеров. Патрульные тримараны и сторожевые катера предназначались для формируемой береговой охраны Мозамбика, а траулеры - для мозамбикской рыбодобывающей компании Empresa Moçambicana de Atum (Ematum), которая и выступала формальным заказчиком всех единиц (33 процента этой компании и фактический контроль за ней принадлежат фонду социального страхования мозамбикской спецслужбы Serviço de Segurança do Estado - SISE). Строительство велось в счет экспортных кредитов, причем кредиты брались у целого ряда банков, включая Credit Suisse Group и российский ВТБ. Кроме того, правительство Мозамбика осуществило размещение ценнных бумаг компании Ematum на сумму 140 млн фунтов стерлингов, причем покрытие этих облигаций должно было осуществляться за счет рыбодобычи Ematum с планами доведения вылова до 200 тысяч тонн тунца в год (!).

В начале 2015 года для Мозамбика были заказаны на CMN еще три сторожевых катера проекта HSI 32 в дополнение к трем законтрактованным в 2013 году. Одновременно на CMN в неоглашавшемся порядке были заказаны еще пять 15-метровых скоростных катеров-перехватчиков проекта DV 15, а в ОАЭ у судостроительной компании Abu Dhabi MAR - три скоростных 18-метровых катера-перехватчика проекта WP-18 Tactical Strike Craft (строятся там по проекту фирмы Norson Design).

Эти контракты стал причиной грандиозного скандала, разгоревшегося в Мозамбике. В 2015 году оппозиция обвинила выступившего инициатором контракта бывшего президента Мозамбика Арманду Эмилио Гебуза (пребывал в должности до января 2015 года) и правительственных лиц в использовании данной сделки для личного обогащения. Сообщалось, что суммарно под данный контракт компания Ematum получила кредитов и средств от облигаций на сумму 850 млн долл, из которых непосредственно на финансирование закупок кораблей, катеров и траулеров пошли до 500 млн долл, а остальные были, по-видимому, просто расхищены лицами в бывшем правительстве и в руководстве Ematum.

В свою очередь, международные финансовые организации и инвесторы выразили возмущение самим фактом того, что большая часть средств, выделявшихся на развитие Ematum, пошла на закупку дорогостоящих "хайтечных" военных кораблей и катеров, необходимость в которых для Мозамбика малоочевидна. Сама же Ematum никак не могла реализовать наполеоновские планы ее развития - в 2014 году вылов тунца компанией составил всего около 6000 тонн. Для погашения взятых кредитов Ematum организовала фонд в 177 млн фунтов, убыток которого в первый же год существования составил 17 млн фунтов.

По оценкам, вся афера с Ematum обошлась Мозамбику примерно в 2,2 млрд долл, что экивалентно расходной части бюджета страны за пять месяцев.

Патрульный тримаран проекта Ocean Eagle 43 является частью семейства Ocean Eagle инновационных военных кораблей подобной архитекруры, разработанных под руководством конструктора Нигеля Иренса в рамках совместного предприятия CMN с его конструкторским бюро Nigel Irens Design и небольшими компаниями ProLarge и SeaTeam Aviation.
Цельнокомпозитный тримаран проекта Ocean Eagle 43 имеет длину корпуса 43 метра, ширину по аутригерам 15,7 м и водоизмещение порожнем всего 75 т. Четыре дизельных двигателя мощностью по 500 л.с. позволяют развивать скорость хода до 32 узлов. Дальность плавания составит 3000 миль на 20 узлах и 5000 миль на 12 узлах. За счет высокой автоматизации экипаж корабля составляет всего семь человек, имеется также дополнительный кубрик для размещения восьми человек досмотровой группы. Вооружение корабля должно включать дистанционно управляемую 20-мм автоматическую артиллерийскую установку и два 12,7-мм пулемета. Корабль оснащен взлетно-посадочной площадкой для размещения БЛА вертолетного типа Schiebel S-100 Camcopter (три БЛА были заказаны Мозамбиком в начале 2016 года), а также 7-метровой полужесткой моторной лодкой, быстро спускаемой с кормовой рампы.

Сторожевые катера проекта HSI 32, разработанного CMN, имеют конструкцию традиционного типа, длину корпуса 32 метра и максимальную скорость до 45 узлов. Вооружение катера должно включать дистанционно управляемую 20-мм автоматическую артиллерийскую установку, два 12,7-мм пулемета и 7-метровую полужесткую моторную лодку.

Корпуса тримаранов для Мозамбика строились на субподрядной основе французской компанией Н2Х в Ла-Сьота на средиземноморском побережье Франции и затем перевозились морским путем на главную верфь CMN Group в Шербуре для достройки. Головной тримаран был спущен на воду в Шербуре 22 января 2015 года. Катера проекта HSI 32 строились непосредственно CMN. Сдача всех трех тримаранов проекта Ocean Eagle 43 и трех первых сторожевых катеров проекта HSI 32 Мозамбику по условиям контракта должна была быть произведена в течении 2015 года, а трех остальных катеров проекта HSI 32 - в начале 2016 года. Cообщается, что фактически три первых катера проекта HSI 32 были доставлены в порт Пемба в северной части Мозамбика 1 февраля 2016 года, а сдача всех трех тримаранов проекта Ocean Eagle 43 мозамбикской стороне была произведена во Франции в апреле. Все катера проектов DV 15 и WP-18 были сданы в начале 2016 года и доставлены в Мапуту.

Все 24 заказанных CMN рыболовных траулера были получены Ematum в 2014 и начале 2015 годов.




Головной построенный для Мозамбика патрульный тримаран проекта Ocean Eagle 43. Брест, 24.06.2015 (с) Michel Floch / www.marinetraffic.com
Tags: Великобритания, Мозамбик, ОАЭ, Франция, береговая охрана, военно-техническое сотрудничество, катера, патрульные корабли, скандал, судостроение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments