?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О судьбе иракских самолетов Mirage F.1, оставшихся во Франции
bmpd

Февральский номер французского журнала "Le Fana de l'aviation" повествует о судьбе иракских истребителей Dassault Mirage F.1, оставшихся во Франции после наложения эмбарго на поставки вооружений, введенного в результате захвата Ираком Кувейта в августе 1990 года.

К моменту начала кризиса в Персидском заливе в августе 1990 года во Франции находилось четыре иракских истребителя Mirage F.1EQ6 (заводские и бортовые номера № 4662 - 4665) и четыре учебно-боевых Mirage F.1BQ (заводские и бортовые номера № 4656 - 4659) новой постройки компании Dassault Aviation, которые оставалось только поставить заказчику. Они по большей части прошли французскую государственную приемку, но еще не стали собственностью Ирака. Самолеты попали под наложенное на Ирак эмбарго ООН, и были поставлены на открытое хранение (покрыты только водонепроницаемым тентом) в Казо и Мериньяке. Их финансовый статус был двусмысленным: на 90% они принадлежали государственной организации по страхованию COFACE, оставшимися 10% владел производитель самолетов.

Оба владельца рассчитывали продать эти самолеты в Испанию, Марокко, Эквадор, но в силу своей специфичности, потенциального покупателя могли заинтересовать только «спарки». В конце концов министр финансов Франции, который в то время возглавлял COFACE (в дальнейшем организация была приватизирована), принял решение распродать их по дешевке, но переговоры застопорились из-за цены. Некоторые образцы оборудования были распроданы, а компания Snecma выкупила восемь авиационных двигателей. На сегодняшний день самолеты либо находятся в музеях (как "спарка" № 4656), либо утилизированы.




Транспортировка заказанного, но не полученного Ираком, истребителя Mirage F.1BQ (заводской номер № 4656)
в музей в Бордо-Мериньяке (с) forum.keypublishing.com


Но в 1990 году во Франции находилась военная техника и оборудование, которые принадлежали иракцам: значительное число запасных частей, ремонтное оборудование и три самолета. В Биарицце в ремонте находились фюзеляжи самолетов Mirage F.1EQ2 (№ 4034) и Mirage F.1EQ5 (№ 4569), первый из которых был практически полностью готов к отгрузке, а второй почти окончил ремонт. В Истре находился самолет Mirage F.1EQ5 (№ 4560), на котором  заканчивалась модернизация в стандарт EQ6 и который должен был быть поставлен заказчику в 1992 году после осмотра и приведения к серийному стандарту. Он был окрашен во французский камуфляж. Французские ВВС обеспечивали его сохранность в хороших условиях в Шатодюне, но спустя несколько лет его передали компании Dassault Aviation. Все три истребителя и оборудование были законсервированы до момента урегулирования вопроса об иракском долге, который был решен в начале 2000-х годов.

Ирак, судя по всему, отказался от прав на все это имущество в обмен на отказ со стороны французской промышленности выставлять претензии Ираку за неоплату контрактов и произведенных работ. Все эти вооружения уже не имели особой ценности и были отправлены на свалку.

Иракские самолеты были выпущены в стандарте «восточный», то есть «русском» в части, касающейся градуировки измерительных приборов в метровой системе. Этот стандарт отличался от «западного», в котором использовался смешанный подход – метрический и англо-саксонский. Система «свой-чужой» также соответствовала русскому стандарту. Борт № 4560 предположительно не был камуфлирован.

Относительно испытаний систем РЭБ, то перед первой войной в Заливе американцы запрашивали информацию о характеристиках ракет «воздух-воздух» Mirage F1EQ и подвесных контейнеров РЭБ Remora, Syrel и Caïman», а также станции предупреждения об облучении Sherloc и автомате отстрела ловушек Sycomor. Американцы знали, что иранские истребители F-14А испытали много трудностей от этих систем РЭБ, эффективных против РЛС и ракет «воздух-воздух». Система Syrel могла оказаться весьма эффективной, так как она позволяла определять излучение РЛС и ракет самолетов коалиционных сил, и ставить им помехи. Но в то же время, иракцами было нужно время и необходимые возможности, чтобы эксплуатировать эти системы без французской помощи.



  • 1
hey there! How come an Iraqi Mirage was in Istra (URSS)? Any info about that??
thanks!!
Mike

  • 1