bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Китайский "Сторожевой" - угон китайского торпедного катера в 1985 году

История с захватом и угоном торпедного катера ТК 3213 Северного флота ВМФ НОАК  в Южную Корею в 1985 году – своеобразный и довольно важный эпизод в истории современного китайского флота и китайской дипломатии 1980-х годов. Он мало известен за рубежом, между тем история инцидента детально изложена в современных китайских публикациях. 


 



Вечером 21 марта 1985 года торпедный катер на подводных крыльях ТК 3213 (проекта 025, типа Huchuan), выполняя роль флагманского катера 61-го дивизиона 1-й бригады торпедных катеров Северного флота (в/ч 37016), участвовал в учениях совместно с пятью другими катерами в Желтом море в районе ВМБ Циндао. Маневры завершились в 19.20 и катера направились к базе.

 В это время на борту катера ТК 3213 20-летний матрос-радист Ду Синьли проник в оружейное помещение, завладел пистолетом-пулеметом и пистолетом, после чего запер оружейку. Пистолет-пулемет Ду Синьли оставил себе, пистолет отдал своему сообщнику – 19-летнему электрику по имени Ван Чжунжун. После этого злоумышленники захватили рубку корабля и убили его командира Чжан Сяошэна.

Ду и Ван продолжали стрелять и убили нескольких других офицеров находившихся в рубке (всего в ходе мятежа были убиты 6 человек, среди них заместитель командира дивизиона). Заместитель командира катера Чжан Вэйгун и старший механик корабля Цао Чжэньбо были ранены. Остальные члены экипажа катера (9 человек) были заперты Ду и Ваном в одном из помещений корабля.

Захватив контроль над катером, Ду и Ван изменили его курс, направившись к западному побережью Южной Кореи. Корабль они вели сменяя друг друга, не забывая присматривать за запертыми членами экипажа. После девятичасового плавания, когда запас топлива уже подходил к концу, катер подошел к острову Сяохэйшань (китайское название, Soheugsan-do) у побережья Южной Кореи.

 Около 11.00 22 марта катер был обнаружен южнокорейским рыболовецким судном, которое уведомило по радио южнокорейскую береговую охрану. К моменту прибытия южнокорейского патрульного катера ТК 3213 уже потерял ход. Корейцы отбуксировали китайский катер в порт Кунсан, где раненым была оказана медицинская помощь, остальные китайские моряки были под охраной размещены в местном отеле.

С политической точки зрения, КНР и Южная Корея в 1985 году все еще не имели дипломатических отношений – Сеул официально признавал Китайскую республику на Тайване. Формально китайско-южнокорейских отношениях ничего не изменилось с момента перемирия 1953 года, прекратившего корейскую войну. Но взаимная заинтересованность в нормализации отношений уже обозначилась: Китай уже вовсю проводил политику рыночных реформ, ориентации на сотрудничество с Западом и активно привлекал иностранные инвестиции. Причины прежней конфронтации Пекина и Сеула стремительно уходили в прошлое, а взаимная заинтересованность росла. Разумеется, Ду и Ван об этом знать не могли.

Расследуя инцидент, представители южнокорейских властей преследовали только одну цель: не вызвать лишних осложнений с Пекином. Опрашивая китайских моряков, южнокорейцы старательно избегали вопросов о том, что, собственно, произошло на борту, ограничиваясь лишь фиксацией имен и званий, а также технических параметров совершенного ТК 3213 перехода. Кроме того, 25 марта было проведено обследование и съемка внутренних помещений катера.

Тем временем, действия китайского командования по поиску пропавшего корабля были малоуспешными. Через 40 минут после того, как ТК 3213 не вернулся на базу вместе с остальными кораблями, командование начало вызывать его по радио, безрезультатно. Затем на поиски были направлены два торпедных катера, которые также не добились успеха. С наступлением темноты командование бригады проинформировало об исчезновении катера штаб флота.

Была получена информация с берегового поста радиолокационного наблюдения о скоростной морской цели, движущейся в направлении Кореи. В дополнение к двум ТК погоню был направлен эсминец, кроме того в воздух были подняты самолет разведчик и бомбардировщик, который должен был при необходимости атаковать ТК 3213. Тем не менее, и их действия были малоуспешными. В первой половине дня 22 марта преследовавшие ТК 3213 подошли к территориальным водам Южной Кореи, беглец был уже вне их зоны досягаемости. Над китайскими кораблями появились самолеты ВВС Южной Кореи, от китайцев потребовали покинуть южнокорейский морской район.

В районе появились и китайские боевые самолеты. Какое то время обстановка накалялась, но конфликт вовсе не входил в намерения сторон. В Южную Корею специальным самолетом прибыла специальная делегация из Китая для проведения переговоров. 26 марта МИД КНР выступил с заявлением, согласно которому три китайских боевых корабля, в поисках «потерявшегося торпедного катера» случайно зашли в южнокорейские воды. В то же время, Китай потребовал вернуть катер и своих военнослужащих. Южнокорейская сторона ответила согласием на просьбу Китая, при этом достигнутая сторонами договоренность получила поддержку США, вероятно, выступивших в качестве посредника.

Судьба обоих угонщиков ТК 3213 была предрешена. 27 марта рано утром около полуночи их подняли с постели сотрудники южнокорейской службы безопасности. На расспросы корейцы не отвечали. Но увидев, что машина направляется в порт, Ду и Ван поняли, что их ждет. Они паниковали, плакали, умоляли корейских охранников пощадить их, разумеется, безрезультатно. К этому времени южнокорейская сторона привела в порядок ТК 3123 и подготовила его к плаванию. На катер в специальных алюминиевых гробах доставили и тела погибших моряков. Китайские моряки, остававшиеся в живых, находились на борту корейского буксира, который вечером 27 марта вывел ТК 3123 в море. 28 марта в 8:40 утра буксир с ТК 3123 достиг точки рандеву с китайскими кораблями. Около 10.00 началась передача китайской стороне катера, выживших членов его экипажа, тел погибших и обоих преступников. Вся процедура передачи с подписанием необходимых документов заняла полтора часа.

 Ду Синьли и Ван Чжунжун были приговорены к смертной казни за госизмену и убийство сослуживцев и расстреляны.

История ТК 3123 имела важные политические последствия. КНР и Южная Корея в очередной раз убедились во взаимной заинтересованности в развитии отношений и в дружественном настрое противоположной стороны. Все контакты между МИДами и военными ведомствами двух стран в связи с инцидентом прошли гладко, в подчеркнуто дружественной атмосфере. В результате, был открыт путь к ускоренной нормализации китайско-южнокорейских отношений. Позднее, в 1992 году процесс нормализации увенчается установлением официальных дипломатических отношений между Южной Кореей и КНР.




 

Tags: Китай, Южная Корея, инциденты, история, катера, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments