?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка"
bmpd
Ноябрьский номер журнала "За рулем" публикует статью Вадима Клочкова "Без башни", которая представляет собой репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка". Наш блог приводит текст данного материала.

Бронированный корпус, башня, пушка. По таким признакам даже пацифисту понятно, что перед ним грозная военная техника. А вот эта, безбашенная - то ли коробочка, то ли шкатулка - на гусеничном ходу, что она умеет?

За рулем-1
(с) За рулем

Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы, но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в воздушно-десантные войска.


Полное название - БТР-МДМ Ракушка. Специальность: плавающий авиадесантируемый бронетранспортер. Чтобы понять его назначение, нужен краткий экскурс в историю голубых беретов.

В военном деле есть не просто известные люди, а столпы. Современные ВДВ без преувеличения выстроены легендарным «батей» - генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым. Именно он сделал десантные войска высокоманевренными, защищенными броней и обладающими достаточной огневой эффективностью. При нем бронированную технику стали десантировать с экипажем внутри.

За рулем
(с) За рулем

Маргеловская идеология применения боевых машин действует и сегодня. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета. Не вдаваясь в подробности: это накладывает ряд ограничений на габариты и массу десантной техники. Только что принятая на вооружение БМД-4М, классическая боевая машина с башней и пушкой, им соответствует. Она берет на борт трех членов экипажа и пять десантников. На унифицированной с ней платформе создана и Ракушка. В транспортный Ил-76 тоже влезает три БТР-МДМ. Что поменялось?
Минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест. В Ракушке могут разместиться два члена экипажа и тринадцать десантников! И это не всё. У транспортера масса талантов. Он может быть не только бронированным автобусом, но и двухтонным грузовиком, медицинской, саперной или связной машиной. Способен поддержать пехоту огнем двух пулеметов, но лобовые атаки не его призвание. Зато доставит бойцов к огневым рубежам, подвезет боеприпасы, эвакуирует раненых. Совместные действия соплатформенных БМД-4М и БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для воплощения маргеловской концепции мобильных соединений.

Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит из отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного. Броня противопульная. Двигатель - многотопливный атмосферный дизель УТД-29 мощностью 500 л. с. В ходовой части с каждой стороны по четыре поддерживающих и по пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет - 450 мм, но его можно уменьшить до 130 мм или увеличить до 530 мм. Зачем? Скажем, в некоторые транспортные самолеты машине удается попасть, только основательно «присев».

Наклонный люк в корме рубки открыт - заглядываю в недра Ракушки. Как же здесь просторно! Обычно бронетехника большая снаружи и маленькая внутри, а у нового транспортера всё наоборот. Считаю посадочные места: ага, тринадцать в десантном отделении и четыре в передней части машины. Получилось на два больше заявленного в паспортных данных. Откуда лишние? Это кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья. В бронетранспортере шесть люков, но пробраться от края до края из среднего отделения на место механика-водителя в отделении управления несложно.

Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.

Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД-4М. Вместо руля - штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх, чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.

В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем перископическим приборам наблюдения, причем центральный при необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все параметры - температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее - отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.

В десантном отделении у каждого борта по три двухместных сиденья. Выглядят они простовато, но удобные. Приятно, что колени рослого человека не упираются в спинки передних кресел. Эти сиденья можно откинуть к бортам. Если потребуется перевезти ящики с боеприпасами, бочки с ГСМ, запчасти и другие грузы, их закрепляют с помощью ремней. Вдоль бортов -приспособления для фиксации носилок с ранеными. Носилки могут располагаться в три яруса.

В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.

У БТР-МДМ был предшественник, принятый на вооружение в 1974 году, -десантируемый транспортер. Считался удачной машиной и стал основой бессчетного количества модификаций. Любопытно, что, в отличие от другой советской бронетехники, его никогда не экспортировали. Новинка превосходит старый транспортер по всем статьям: лучше бронирована, двигатель в два раза мощнее. Так что у Ракушки есть все шансы стать столь же универсальной и востребованной машиной. Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов обнародовал планы перевооружения десантников: к 2025 году войска должны получить полторы тысячи новых БМД-4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.

  • 1
Товарищ видимо органически ненавидит вдв, и пофиг что немцы на визелях рассекают, что десантники есть и у янки и у французов

Визель - универсальный тягач, аналог старого Виллиса по функции. И не надо путать десант с ВДВ, это не одно и то-же. Нет ни у кого такой монструозной и абсолютно бессмысленной структуры.

В военном деле мало что создавалось без конкретного смысла. Вот и наши ВДВ едва-ли не самый эффективный инструмент для решения тех задач, для которых он создан. Разрушить его и потом придётся локти грызть. Чтобы было понимание - Вы рассматриваете ВДВ с точки зрения тактики. Дескать и БМП круче БМД и воюют они на земле, как махра обыкновенная, так к чему эти все понты? Правда? Но в том и весь секрет, что ВДВ это инструмент оперативного уровня, как минимум, если не стратегического. Он создан для максимально быстрого достижения решительных целей в возможной войне. И достигнуть этих целей, на начальном этапе войны, более чем реально. Быстрота и натиск решают всё. И для этого не нужна тяжёлая броня, нужна бронеповозка, способная защитить от огня полицейских сил в глубине территории противника. Дешёвая и надёжная. БМД - самое то. "Ракушка" - ещё лучше. Этим машинам не нужно идти в атаку, им нужно быть тылом десантного подразделения. Как-то так.

Гражданин замполит, термины вы выучили, жаль только что не затруднились узнать их значение.

Времени сейчас нет на полемику с Вами. Я не знаю, почему в понимании шпацких икспердов слово "замполит" является ругательным, могу уверенно сказать, что это одна из ключевых фигур в жизни подразделений/частей/соединений любого уровня. Но для понимания этого нужно послужить в тех самых подразделениях на офицерских должностях. В общем, друг мой, если Вы чего-то не понимаете, то не спешите делать офигительных заключений. И, к слову, я совсем не замполит, хотя уже и им мог бы вполне себе уверенно работать. )))

Да-да! Компетентно определить тухлость яйца может только курица!!! Ну или петух на крайняк!)))
Замполит ругательное в любой структуре, где они были и есть. Потому, что олицетворяют собой существо, носящее звание, но ни черта в спецпредмете не смыслящее. Что ты и показал как своими бреднями про кампфгруппы, так и бессмысленными поливами про ВДВ.

О каком спецпредмете речь? И что ты понимаешь в кампфгруппах? Всё недопонимание по ним возникло на основе неточности в терминологии, твоей неточности, если что. Которая, как раз, и базируется на абсолютном непонимании того, что есть кампфгруппа. Так что давай, аналитег диванный, продолжай елозить по дивану.

Придурок, ты не со мной разговаривал о капфгруппах)). Это раз. Ни каких непоняток там не было, Это два, А было там только твоё дремучее невежество обильно приправленное твоим-же пустопорожним трёпом в попытки напустить туману.
Так что не пизди.))

  • 1