?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка"
bmpd
Ноябрьский номер журнала "За рулем" публикует статью Вадима Клочкова "Без башни", которая представляет собой репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка". Наш блог приводит текст данного материала.

Бронированный корпус, башня, пушка. По таким признакам даже пацифисту понятно, что перед ним грозная военная техника. А вот эта, безбашенная - то ли коробочка, то ли шкатулка - на гусеничном ходу, что она умеет?

За рулем-1
(с) За рулем

Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы, но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в воздушно-десантные войска.


Полное название - БТР-МДМ Ракушка. Специальность: плавающий авиадесантируемый бронетранспортер. Чтобы понять его назначение, нужен краткий экскурс в историю голубых беретов.

В военном деле есть не просто известные люди, а столпы. Современные ВДВ без преувеличения выстроены легендарным «батей» - генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым. Именно он сделал десантные войска высокоманевренными, защищенными броней и обладающими достаточной огневой эффективностью. При нем бронированную технику стали десантировать с экипажем внутри.

За рулем
(с) За рулем

Маргеловская идеология применения боевых машин действует и сегодня. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета. Не вдаваясь в подробности: это накладывает ряд ограничений на габариты и массу десантной техники. Только что принятая на вооружение БМД-4М, классическая боевая машина с башней и пушкой, им соответствует. Она берет на борт трех членов экипажа и пять десантников. На унифицированной с ней платформе создана и Ракушка. В транспортный Ил-76 тоже влезает три БТР-МДМ. Что поменялось?
Минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест. В Ракушке могут разместиться два члена экипажа и тринадцать десантников! И это не всё. У транспортера масса талантов. Он может быть не только бронированным автобусом, но и двухтонным грузовиком, медицинской, саперной или связной машиной. Способен поддержать пехоту огнем двух пулеметов, но лобовые атаки не его призвание. Зато доставит бойцов к огневым рубежам, подвезет боеприпасы, эвакуирует раненых. Совместные действия соплатформенных БМД-4М и БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для воплощения маргеловской концепции мобильных соединений.

Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит из отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного. Броня противопульная. Двигатель - многотопливный атмосферный дизель УТД-29 мощностью 500 л. с. В ходовой части с каждой стороны по четыре поддерживающих и по пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет - 450 мм, но его можно уменьшить до 130 мм или увеличить до 530 мм. Зачем? Скажем, в некоторые транспортные самолеты машине удается попасть, только основательно «присев».

Наклонный люк в корме рубки открыт - заглядываю в недра Ракушки. Как же здесь просторно! Обычно бронетехника большая снаружи и маленькая внутри, а у нового транспортера всё наоборот. Считаю посадочные места: ага, тринадцать в десантном отделении и четыре в передней части машины. Получилось на два больше заявленного в паспортных данных. Откуда лишние? Это кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья. В бронетранспортере шесть люков, но пробраться от края до края из среднего отделения на место механика-водителя в отделении управления несложно.

Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.

Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД-4М. Вместо руля - штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх, чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.

В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем перископическим приборам наблюдения, причем центральный при необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все параметры - температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее - отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.

В десантном отделении у каждого борта по три двухместных сиденья. Выглядят они простовато, но удобные. Приятно, что колени рослого человека не упираются в спинки передних кресел. Эти сиденья можно откинуть к бортам. Если потребуется перевезти ящики с боеприпасами, бочки с ГСМ, запчасти и другие грузы, их закрепляют с помощью ремней. Вдоль бортов -приспособления для фиксации носилок с ранеными. Носилки могут располагаться в три яруса.

В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.

У БТР-МДМ был предшественник, принятый на вооружение в 1974 году, -десантируемый транспортер. Считался удачной машиной и стал основой бессчетного количества модификаций. Любопытно, что, в отличие от другой советской бронетехники, его никогда не экспортировали. Новинка превосходит старый транспортер по всем статьям: лучше бронирована, двигатель в два раза мощнее. Так что у Ракушки есть все шансы стать столь же универсальной и востребованной машиной. Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов обнародовал планы перевооружения десантников: к 2025 году войска должны получить полторы тысячи новых БМД-4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.


  • 1
Нужно нормальные войска вооружать, а не страдать фигнёй с ВДВ.

(Deleted comment)
Арматами, а не картонными игрушками.

Ты на чем их перевозить собрался? На поезде, да через пол страны могут и не успеть. Армата хороша, но у каждой техники свое предназначение.

Куда перевозить-то? Ты сперва думай, а потом чужие мантры повторяй. К сведению: БМП вполне авиатранспортабельны а боевая эффективность с алюминьками не сравнима. Плюс стоят ДЕШЕВЛЕ. Так что иди и подумай над индейскими именами (с).

О дааа особенно современные натовские бмп ваще транспортабельнее некуда аж 47тонн сука весят ,прям пушинки ,5 штук в с5 влезут ваще без проблем ,а десантникам прямо в них ооочень комфортно будет лететь ,да и 100500 парашютов на каждую совсем немного места займут ,а если ее вкинут и ее снесет в воду  то не проблема ,она же может и подлодкой работать ))) супер трансортабельны ага . И эта , те же брэдли в йемене таааакую боевую эффективность показывают аж дух захватывает ,всмысле горят красиво они))



Edited at 2015-11-05 12:02 pm (UTC)

А пошто ты сразу на НАТО соскочил? У РФ дофига своих образцов техники, почему ты их не рассматриваешь?

Стесняюсь спросить, чем плохи ВДВ?

Своей ненужностью. И если стесняешься - не спрашивай, а коли спросил - не кокетничай.;)

Ну ладно, уж и не пококетничать прям )))))))
Почему они не нужны (я о ВДВ)? Нет, я понимаю, что концепция выброса во вражий тыл летучих отрядов числом в пару-тройку дивизий с конями, повозками и гармошками перестала быть актуальной... Но... если пойти по пути реорганизации их в аэромобильный формат, то очень даже годные войска. История, традиции, боевой дух это ведь не пустой звук. Вернее для шпацкого - пустой, но для военного-то совсем другое дело? Махра махрой, перед десантурой ведь не стоит задача подменить собой мотострельцов? Их задача - быстро собраться и прибыть пулей в район боевого применения, не дав врагу использовать время, которое потребуется для переброски в район конфликта мотострельцов паровозной тягой с учётом мероприятий их развёртывания и боевого слаживания в своих вражьих целях. Я так щетаю. Опыт чечни говорит о том, что в локальном конфликте с ограниченными целями время - важнейший оперативный фактор. Важнейший! Даже легковооружённые блоки, выставленные на всех важных перекрёстках, командных высотах и прочих стратегических объектах транспортных коммуникаций, социально-хозяйственной инфраструктуры, серьёзно затруднят и нарушат систему управления повстанцев в любом мятежном регионе в самой ранней стадии её организационного строительства. Для этой работы ВДВ очень хорошо подходят. Кроме того, морально-психологическая подготовка десантника ориентирована на то, чтобы обучить бойца выполнять боевую работу в условиях изоляции и оторванности от своих баз. Махру учат немного не так. Или я не прав?
И не нужно меня упрекать в ангажированности. Я не парашютный десантник. Но в их полезности у меня нет сомнений. Есть работа, которую действительно никто, кроме них не выполнит.

Переформатирование в аэромобилов = ликвидации как ВДВ. БМП и Ноны на вертушках таскать будешь?)) А без своей "уникальной" картонной броньки ВДВ уже не ВДВ, а нормальные десантники, которых как нужно, так и высаживают. И при необходимости усиляют полноценной армейской БТ.

Ну, мы-же здесь не на заседании комитета обороны ))) Я просто выразил своё мнение по общей концепции, глубоко частное мнение, между прочим. )))) Кста, говоря об аэромобильности я имел ввиду не только (и не столько) ветролёты. Транспортная авиация вполне успешно и надёжно может осуществлять переброску частей ВДВ. Штурмовые группы захватывают ( берут под контроль) аэродромы в нужном регионе, на них идёт переброска десантников вместе с техникой. Это и есть аэромобильность. Усиливать их серьёзной бронёй можно будет на более поздних этапах операции. Тогда цели будут достигаться быстрее, а крови проливаться меньше.
Наши ВДВ, кста, тем и хороши, что высаживать их можно любым способом как того требует обстановка.

Товарищ видимо органически ненавидит вдв, и пофиг что немцы на визелях рассекают, что десантники есть и у янки и у французов

ВДВ ВС РФ нужны для обороны

Открою Вам секрет. Я его сейчас сам придумал.
ВДВ нужны России не для нападения, а для обороны.
Территория большая, а людишек мало.
Десантниками будут дырки затыкать в обороне.

Re: ВДВ ВС РФ нужны для обороны

Тогда надо специальные подводные лодки им выдать, авиадесантируемые!

  • 1