?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка"
bmpd
Ноябрьский номер журнала "За рулем" публикует статью Вадима Клочкова "Без башни", которая представляет собой репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка". Наш блог приводит текст данного материала.

Бронированный корпус, башня, пушка. По таким признакам даже пацифисту понятно, что перед ним грозная военная техника. А вот эта, безбашенная - то ли коробочка, то ли шкатулка - на гусеничном ходу, что она умеет?

За рулем-1
(с) За рулем

Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы, но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в воздушно-десантные войска.


Полное название - БТР-МДМ Ракушка. Специальность: плавающий авиадесантируемый бронетранспортер. Чтобы понять его назначение, нужен краткий экскурс в историю голубых беретов.

В военном деле есть не просто известные люди, а столпы. Современные ВДВ без преувеличения выстроены легендарным «батей» - генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым. Именно он сделал десантные войска высокоманевренными, защищенными броней и обладающими достаточной огневой эффективностью. При нем бронированную технику стали десантировать с экипажем внутри.

За рулем
(с) За рулем

Маргеловская идеология применения боевых машин действует и сегодня. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета. Не вдаваясь в подробности: это накладывает ряд ограничений на габариты и массу десантной техники. Только что принятая на вооружение БМД-4М, классическая боевая машина с башней и пушкой, им соответствует. Она берет на борт трех членов экипажа и пять десантников. На унифицированной с ней платформе создана и Ракушка. В транспортный Ил-76 тоже влезает три БТР-МДМ. Что поменялось?
Минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест. В Ракушке могут разместиться два члена экипажа и тринадцать десантников! И это не всё. У транспортера масса талантов. Он может быть не только бронированным автобусом, но и двухтонным грузовиком, медицинской, саперной или связной машиной. Способен поддержать пехоту огнем двух пулеметов, но лобовые атаки не его призвание. Зато доставит бойцов к огневым рубежам, подвезет боеприпасы, эвакуирует раненых. Совместные действия соплатформенных БМД-4М и БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для воплощения маргеловской концепции мобильных соединений.

Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит из отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного. Броня противопульная. Двигатель - многотопливный атмосферный дизель УТД-29 мощностью 500 л. с. В ходовой части с каждой стороны по четыре поддерживающих и по пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет - 450 мм, но его можно уменьшить до 130 мм или увеличить до 530 мм. Зачем? Скажем, в некоторые транспортные самолеты машине удается попасть, только основательно «присев».

Наклонный люк в корме рубки открыт - заглядываю в недра Ракушки. Как же здесь просторно! Обычно бронетехника большая снаружи и маленькая внутри, а у нового транспортера всё наоборот. Считаю посадочные места: ага, тринадцать в десантном отделении и четыре в передней части машины. Получилось на два больше заявленного в паспортных данных. Откуда лишние? Это кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья. В бронетранспортере шесть люков, но пробраться от края до края из среднего отделения на место механика-водителя в отделении управления несложно.

Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.

Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД-4М. Вместо руля - штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх, чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.

В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем перископическим приборам наблюдения, причем центральный при необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все параметры - температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее - отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.

В десантном отделении у каждого борта по три двухместных сиденья. Выглядят они простовато, но удобные. Приятно, что колени рослого человека не упираются в спинки передних кресел. Эти сиденья можно откинуть к бортам. Если потребуется перевезти ящики с боеприпасами, бочки с ГСМ, запчасти и другие грузы, их закрепляют с помощью ремней. Вдоль бортов -приспособления для фиксации носилок с ранеными. Носилки могут располагаться в три яруса.

В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.

У БТР-МДМ был предшественник, принятый на вооружение в 1974 году, -десантируемый транспортер. Считался удачной машиной и стал основой бессчетного количества модификаций. Любопытно, что, в отличие от другой советской бронетехники, его никогда не экспортировали. Новинка превосходит старый транспортер по всем статьям: лучше бронирована, двигатель в два раза мощнее. Так что у Ракушки есть все шансы стать столь же универсальной и востребованной машиной. Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов обнародовал планы перевооружения десантников: к 2025 году войска должны получить полторы тысячи новых БМД-4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.

Ну и зачем оно нужно? Куда ВДВ высаживаться собираются, в Исландию что-ли?

Нужно чтобы после десантирования вовремя свалить на нем из под обстрела в направлении ближайшего леса и затеряться там.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А когда в последний раз использовалось авиадесантирование техники? Французы, ЕМНИП, сбрасывали моторизованные веники для расчистки старой ВПП в Мали. Кто еще?

А когда в последний раз использовались ядерные ракеты?

Лучше чем лыжами по асфальту.

Наверное все же лучше чем пешком ходить и какая никакая, но броня....

Re: Лучше чем лыжами по асфальту.

А зачем он вообще нужен? БМД хоть раз по назначению применяли?

Фига внутри апартаменты, даже страшно представить, какой люкс в Курганце.

Курганце так себе - сзади поход сжат судя по всему водометами и укладкой, так что там подход метра полтора как раз в ширину аппарели. И только потом полноценное отделение десанта. А впереди - двигатель.

Если старый БТР-Д был так хорош, что же ему постоянно пытались улучшить боевую мощь.
http://uriadnik.livejournal.com/292117.html

Больно уж гусеница на старой БМД хиленькая была.

(Deleted comment)
Все параметры - температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее - отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.
Так отображаются параметры на ЖКИ, что уж лучше аналоговые приборы оставили основными. Страх и ужас же, спроектировано фанатами Need for Speed не владеющими эргономикой.

(Deleted comment)
Войска должны получить полторы тысячи новых БМД-4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.

Зачем столько? Просто разбазарить деньги?
Будущие конфликты это или локальные или ядерные(где все умрут).
Уж лучше потратить на бронетранспортеры армата, тяжелые мбр, высокоточные бомбы, вертолеты.

Будущие конфликты это или локальные или ядерные(где все умрут).

Ядерное оружие слишком мифологизировано. При всем желании все не умрут, просто не хватит боеголовок.

(Deleted comment)
А сколько самолетов надо, чтобы все это перевезти...

Можно одним, но челночить придется долго.

У БТР-МДМ был предшественник... его никогда не экспортировали... Так что у Ракушки есть все шансы стать столь же универсальной и востребованной машиной.

А что у многих есть десантники как род войск?

А мне она нравится. Боекомплект, гсм и прочее таскать самое то.

Очередной перепев бессмертного M-113?

Совесть то есть?

М-113 - плавает? или авиадесантируемый.. - вы бы совесть то имели....

Оборонка поперла...

Уже десять лет, по крайней мере, как изготовлены первые Ракушки. Еще недавно уверяли, что в войска пойдет в 2013. Куда поперла?

УТД-29 конечно долго доводили

но в целом ходовая ещё имеет проблемы, но вполне устранимые. Если БТР-МДМ будет в массовой серии, то есть все шансы, что будет не менее популярен чем МТЛБ, хотя конечно он заметно дороже

(Deleted comment)
ЭТО сильно дорогое получается за счет управляемой гидропневматической подвески и алюминиевого корпуса, что бы стать заменой мотолыги. Для замены МТ-ЛБу в качестве базы для аппаратных хотели пропихнуть прямого предка "Ракушки", с корпусом аналогичной конфигурации, но побольше и стальным, на узлах шасси БМП-3 с обычной торсионной подвеской - объект 502ТБ:

(Deleted comment)
Надо было детсады строить, дарить хохлам газ бесплатно и каяться, каяться...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)