?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ОАО «Кузнецов»: производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок
bmpd
Оригинал взят у коллеги gelio в ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок.






ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре. Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.





1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас - для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня - силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).













2. Механообрабатывающее производство.

Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.












3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.











4. Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.















5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 в 1996 г. - на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.














6. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.











7. Металлургическое производство.

Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.










8. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.











9. Контроль литья методом ЛЮМ-А.










10. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.












11. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.











12. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.












13.












14. Контроль профиля компрессорной лопатки.












15. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.













16. Нанесение керамики на модель лопаток.













17. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.













18. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.














19. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.













20. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.













21. Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.













22. Камеры сгорания.












23. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.













24. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.

Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.











25. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.











26. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.












27. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.












28. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.













29. Обвязка двигателя НК-25.













30. Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.













31. Топливный коллектор форсажной камеры.













32.














33. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.

Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.












34. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.

Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».
Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой - на второй.












35. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам – 100%. Надежность двигателей – 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов – Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).













36. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.













37. Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.













38. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.













39. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».












40. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге. НК-33 востребован даже за рубежом. Такие двигатели устанавливают на американскую ракету Antares.












41. Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.













42. Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.












43.














44. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.












45. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.













46. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.












47. Пультовая испытательного стенда.













48. Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.











49. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.













50. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.












51. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».











52. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.












53. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.












54. Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.












55. Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.











56. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.












57. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.













58. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику – на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.











59.




Благодарю пресс-центр ОАО "Кузнецов", в частности, Мельникову Янину за помощь в создании репортажа!

Смотрите также:
Производство авиадвигателей. Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)
Космодром Байконур. Запуск "Союз ТМА-12М" на МКС






Чотко, могют!

НК-33 - это его замуровывали в стену?

Re: Чотко, могют!

Просто дверь склада заложили.

теперь понятно почему у Союз-У 150 успешных пусков подряд, а фэлконы-антаресы взрываются на старте

(Deleted comment)
Аналогичное впечатление.
Суперсовременный станок и какие-то страшно дешманские рабочие места паяльщиц, с оборудованием еще советских времен.
А ведь сделать нормально для них будет стоить в лучшем случае как десятая часть одного такого станка.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
По крайней мере кофе никто не пьет, как в KSC. ХЗ, были ли это реальные модули МКС, но выглядело все весьма распиздяйски.

(Deleted comment)
Фото 35 и 38. Ответственный по ТБ на заводе давно не получал ректальную гимнастику.

маички и сандалеки?

(Deleted comment)
Я не специалист по этому вопросу, но как-то всё по-совковому выглядит, аля семидесятые. Я работаю в судостроительной отрасли и вот там все выглядит менее совково. Почему?
P.S. Еще раз посмотрел фотографии - ощущение совка только усилилось. И как выше заметили - культура ТБ на производстве ниже плинтуса. Прав был Маск...

Edited at 2015-08-12 03:46 am (UTC)

а почему тогда у союза-у 150 безупречных запусков подряд, а у южноафриканского спекулянта: фэлкон-один 3/5 неудачные, фэлкон-пять один взрыв, один частично неудачный?
не зря насовцы его послали продлив договор с роскосмосом на 18-19 гг и направив высвободишиеся средства на орион, а то еще людей погубит брюс уэйн недоделанный

Удивила 37 фография. Неужели удобно одной рукой держать такой фонарь, а другой вертеть деталь?

Посты "я не специалист но мнение имею" как под копирку :D

Надо Гуньке посоветовать подобным образом начинать свои комменты)))

Хороший репортаж, спасибо.


После слов "ванны со спиртом" захлебнулся слюной ;)))

интересный репортаж, только роба канолевая на рабочих как-то насторажиает

Ну ёшкин кот, хоть бы для съемок могли убрать со станков куски пластиковых бутылок и примотанные тряпочки. Хотя, работать же потом не будет...
В общем культура производства как была в СССР ниже плинтуса, так там и осталась. "Место проклятое"©

чето не нашел пластиковых бутылок.

Из комментариев "неспециалистов" понял: ручной труд = СОВОК ) Как то смотрел по Дискавери, как европейские инженеры в ручную несколько недель спутник золотой фольгой покрывали, там тоже наверное совок) А жгуты везде в ручную паяют, ибо надёжнее.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Полететь в Космос без России могут ТОЛЬКО китайцы, и то, по технологиям времён СССР 50-летней давности. Ну вот не удалось украсть им что-то более свежее.
Американцы закупили лицензию на производство ракетных двигателей, но . . . сделать не смогли, руки не из того места растут, чтобы имея на руках документацию, повторить то, что СССР делал спокойно, а Россия делает до сих пор.

Интересно, а что такого у нас украл китай, на чем мы сами не тали бы до сих пор?

Это штучный товар

Это не серийное производство, где чистота, современность и организация расположения оборудования - наглядное подтверждение, что заводе все хорошо, и хороший способ облегчить работу несколько инженеров, обслуживающих линию. Маск пытался так сделать cо своими ракетами, но теперь, честно говоря, стремно сажать в его ракету людей - ведь роботы "не умеют" ошибаться, но они где-то ошиблись.


На Кузнецове все выглядит так, как сотни профессионалов делают несколько самых надежных и самых крутых вещей в мире.

Загляните как нибудь в команду программистов в середине проекта, увидите то же самое - ведь и у нас проекты - это штучный товар. Это только в отделе поддержки уже разработанного проекта или отделе продаж и сопровождения готового ПО все красиво и размеренно.

Обратная сторона - люди. Как и в программерских проектах, здесь уход людей с такого завода - реальная проблема.

Re: Это штучный товар

согласен

Как всегда, долбоебы-иксперды уже отметились, и выразив свое икспердное мнение о совковой стагнации слились.

Ну хоть слились. Навязчивые ещё хуже.