?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Интервью с начальником департамента гособоронзаказа ОСК Анатолием Шлемовым
bmpd
Информационный ресурс "Лента.ру" разместил интервью с начальником департамента гособоронзаказа ОСК Анатолием Шлемовым, с которым беседовал обозреватель Илья Крамник. Ряд положений дополняют и проливают свет на новости последних дней, связанные с перспективами развития ВМФ России.


Анатолий Шлемов (с) Эксперт


В рамках Международного военно-морского салона МВМС-2015 в Санкт-Петербурге «Ленте.ру» удалось взять эксклюзивное интервью у начальника департамента Гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолия Шлемова, который рассказал о перспективных проектах кораблей и подводных лодок для ВМФ России.


«Лента.ру»: Анатолий Федорович, начнем с самого интересного. На недавнем форуме «Армия-2015»…

Анатолий Шлемов: …Я там не был.

...На форуме «Армия-2015» были представлены несколько вариантов компоновки перспективного универсального десантного корабля для ВМФ России. Известны несколько индексов ведущихся разработок. «Лавина», «Прибой», тема НИР «Кашалот». Можно ли разъяснить, что именно разрабатывается и какой корабль заменит непоставленные «Мистрали» в составе ВМФ России?

Мы ведем соответствующие работы. ОСК их ведет, Невское и Северное конструкторские бюро, и мы готовы выполнить техническое задание ВМФ. Но задача начала строительства нового корабля в планах на 2015-2017 годы не стоит.

Главком в ходе пресс-конференции называл характеристики. Если принимать их за основу (16 вертолетов и пр.), можно ли сказать, что речь идет о десантном корабле классической авианосной архитектуры, со сквозной полетной палубой?

Он назвал требования ВМФ, которые мы выполняем. У нас есть неплохие наработки по тематике ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док), не только по самому кораблю, но и по его оснащению, — в первую очередь это авиакрыло и десантно-высадочные средства. При этом в последней части мы обладаем мировым приоритетом. У нас отличные наработки на базе «Мурены», КБ «Алмаз» умеет это делать. Есть где реализовывать — Хабаровский завод может строить такие корабли.

Постройка собственно корпуса и его компоновка — задача второстепенная, мы уже доказали, что можем это сделать, построив половины корпуса для обоих наших «Мистралей», причем на втором корпусе («Севастополь») довели свою долю работ по кораблю до 40 процентов.

Вторая ключевая тема: перспективный корабль океанской зоны (эсминец). В какой стадии его проектирование?

В настоящее время есть проект с Северным ПКБ на эскизное проектирование. В начале 2016 года проект должен быть окончен в двух вариантах: атомном и газотурбинном. После защиты эскизного проекта будет принято окончательное решение по облику. Только после этого мы начнем рабочее проектирование.

Сколько времени оно займет?

Мы можем завершить его в 2017 году и начать разработку рабочей конструкторской документации. Это позволит в 2018-2019 годах произвести закладку головного корпуса.

Наиболее вероятный строитель — Северная верфь?

Да. Вы сами знаете, почему.

Они уже строят корабли нового поколения…

Да. Они уже строят фрегаты нового проекта, кроме того, сегодня исполняющийся проект развития Северной верфи должен обеспечить развитие производства именно ввиду предстоящего строительства «Лидера» (перспективный корабль океанской зоны разрабатывается в рамках темы «Лидер» — прим. «Ленты.ру»).

Какое отношение к теме «Лидера» имеет модель крыловцев (Крыловского государственного научного центра кораблестроения — прим. «Ленты.ру»)?

Модель крыловцев — концептуальная модель подобного корабля. Северная верфь в настоящее время создает более конкретную модель в соответствии с техническим заданием военных.

Есть и модель авианосца от крыловцев…

Давайте так. Каждый должен заниматься своим делом. Проектированием кораблей — авианосца в частности — у нас занимается Северное ПКБ и Невское ПКБ.

Проектирование авианосца ведется?

Да.

В какой оно стадии? Эскизный проект?

Нет, ведутся предварительные проработки. Эскизного проекта пока нет. Надо понимать, что проектирование авианосца — занятие весьма серьезное, оно невозможно без государственного решения и соответствующих объемов финансирования.

Давайте к теме связей с Украиной. Как разрыв сотрудничества по газотурбинным двигателям повлиял на строительство кораблей проекта 11356 и 22350?

По 11356 мы в срок сдаем первые три корабля, их энергетика поставлена полностью. По остальным мы ищем решение совместно с флотом.

Что будет с фрегатами проекта 22350?

Шлемов: С ними все будет нормально, они будут сданы флоту с отечественной энергетикой.

Насколько сдвинутся сроки?

Программа предусматривает строительство восьми фрегатов к 2021 году. В этот срок мы укладываемся.

Фрегаты проекта 22350, а точнее головной «Горшков», часто называют испытательным стендом для нового оборудования, в частности, для того, которое должно будет встать на новый эсминец. Насколько это справедливо?

Флот и ОСК в настоящее время реализуют совместно программу создания новых классов кораблей. Это последовательная линейка: корвет — фрегат — корабль океанской зоны. Разумеется, сначала мы на корвете отработали многое из того, что должно было встать на новый фрегат, и, конечно, на фрегате отрабатывается многое из того, что потом получит корабль первого ранга.

Давайте перейдем к подлодкам. Сейчас программа предусматривает строительство восьми стратегических ракетоносцев типа «Борей» и «Борей-А». Будет ли продолжение?

ОСК выполняет имеющуюся программу. Она предусматривает строительство восьми РПК СН (ракетных подводных крейсеров стратегического назначения) проекта 955 «Борей» и «Борей-А», три из них уже построены. Также мы поддерживаем техническую готовность имеющихся кораблей проектов 667БДР, 667БДРМ и 941.

В этом году мы ждем закладку седьмого «Борея»?

Да. В следующем году — восьмой, он пока без имени.

А седьмой — с именем?

Седьмой с именем. Но это прерогатива флота.

А имя известно?

Повторюсь, это прерогатива флота. Но информация такая есть, что рекомендовали вспомнить царей, и он будет назван в честь Александра...

…Третьего? Слухи ходят...

Повторяю, имена даем не мы. Но информация такая есть, да.

Что можно сказать про новый проект МЦАПЛ (многоцелевой атомной подводной лодки)? Какова ее идеология?

У нас ведутся проработки по определению облика МЦАПЛ пятого поколения. Базовые принципы таковы: первый — модульный принцип проектирования; второй — единая базовая платформа; третий — максимальная унификация проектов в рамках базовой платформы по оборудованию. В рамках ведущихся работ будут созданы две модели. Главное назначение первой — обеспечение боевой устойчивости группировки РПК СН, борьба с подлодками противника.

Вторая — ПЛАРК?

Совершенно верно, носитель крылатых ракет для поражения береговых и надводных целей. Повторюсь, они будут созданы в рамках единой базовой платформы, различия будут заключаться во врезке в корпус ПЛАРК отсека с ракетным вооружением.

Разработчик — «Малахит»?

У нас два ведущих подводных КБ, но мы считаем, что да — разработку многоцелевых АПЛ целесообразнее вести «Малахиту».

Давайте о новых разработках «Рубина». Чего ждать от новых работ по тематике неатомных подлодок?

Давайте разберемся с тем, что есть. Сейчас мы ведем строительство шести корпусов проекта 636.3 на Адмиралтейских верфях, сдаем флоту третью лодку («Старый Оскол» — прим. «Ленты.ру»). Мы ведем строительство двух серийных лодок проекта 677. «Рубин» ведет НИР по созданию лодки с воздухонезависимой энергетической установкой. Мы достигли определенного результата и считаем целесообразным немедленно продолжить эту работу уже как опытно-конструкторскую.

Там очень большие перспективы как для нас самих, так и — потенциально — на экспорт. Но никто у нас ничего не купит, пока мы для себя не построим.

Давайте о корветах напоследок. Очень много моделей…

Каких моделей?

На стендах.

У нас есть серийный тип корвета — 20380. Построены четыре единицы, еще две строятся. Было принято решение построить два корвета проекта 20385, и в дальнейшем развивать проект 20386. Его облик серьезно изменился.

Совершенствование проекта ведется непрерывно, архитектура меняется. Перемены вызваны дальнейшими работами по снижению заметности, особенно с верхней полусферы. Улучшена обитаемость.

На модели этого корвета показаны съемные контейнеры в кормовой части под палубой. Модульное вооружение?

Да. Модульное вооружение, приспособленность для проведения специальных операций.

Спасибо.
Беседовал Илья Крамник

  • 1

Илья как всегда на высоте

Не чета коммерсовским ламерам с соседней ветки.
Да и собеседник адекватный, золото на фуражке мозг не придавило.
ЧТД - крыловцы занимаются косплеем модельного кружка ПТУ, с семейкой Горшкова ничего не случилось, никто забить болт на фрегаты не собирается, Зоря загнется навсегда, УДК пока только в голове главкома и АВ тоже, Бореев будет 8.
Единственная странность с новой МЦАПЛ: почему строить свою "Вирджинию" когда есть Ясень, пусть на его базе и шаманят. Как будто ракетный отсек уж так увеличивает стоимость батона.

Да любые новости по ВМФ можно сразу делить на два. Чаще всего они с реальностью не имеют ничего общего.

Здесь все более-менее, ну разве что про 8 22350 к 21 году.

А почему это нереально? Никто же не мешает загодя закладывать и насыщать корпуса на стапеле, а не на воде, в ожидании сатурновского редуктора. По времени это касается 2 (двух) следующих юнитов.

Дело не только в редукторах, как по мне, сама возможность успеть сдать в срок 8 22350 к 22 году кажется маловозможной.

Это из серии 7 бореев к 2021 - тоже очень маловероятно.

Кстати насчёт 22350
http://vpk-news.ru/news/25951

Пишу про к 21 и к 22, т.к.беру в включительно 20 и 21 год соответственно.

Edited at 2015-07-03 12:14 pm (UTC)

Дык опять же, если делать по уму, то ГЭУ, оборудование и вооружение надо заказывать ритмично и заранее, а корпуса насыщать по максимуму еще на стадии сборки.
Таким образом может несколько лет будет сдано - ноль, а потом сразу несколько.
Но это конечно работать надо, а не пилить и выделять бюджет и брать кредиты в стиле last minute call.

Да, вы все правильно сказали, насчёт "если делать по уму" ))). А так, боюсь ещё скажется и падение цен на нафту и собственно экономический кризис.

Это только у нас ВШЭвные либероиды промыли мозги населению, что де курс бакса, цена на нефть и экономический кризис прямо обязаны влиять на понижение высокотехнолоического гос(оборон)заказа.
Россия не Греция, эти корабли не за доллары у иностранцев закупаем, а за свои у себя же заказываем. Причем у государственных предприятий.
В целом, игра в свободный рынок и финансовые отношения в ОПК - одна из самых затяжных болезней 90-х.

К сожалению, боюсь, секвестр оборонки не за горами, и по ВМФ пострадает все, кроме морской компоненты СЯС. Я об этом.

Ну секвестр оборонки - это политическое решение.
Логических или рациональных причин и предпосылок к нему нет.
Как и к большинству именно чисто политических решений :)

>боюсь, секвестр оборонки не за горами

Э-ээ..., он как бы уже.
И те кто надо его уже вполне себе почувствовали.
Уж поверьте)


>Никто же не мешает загодя закладывать и насыщать корпуса на стапеле, а не на воде, в ожидании сатурновского редуктора.

Конечно не мешает.
Число свободных стапелей на СВ ведь "стремиться к бесконечности"))

Речь идет о максимальном насыщении до спуска на воду.
Если бы заказчик не сакрализировал (в плане выделения бабла) спуск сам по себе, Григоровича например сдали бы РАНЬШЕ, так как большинство работ удобнее проводить не на воде.

А "максимально насыщать" где собрались?)

Теоретически корабль можно выпихнуть к достроечной стенке и без ГЭУ.
Но это только в теории.
И это огромный риск.

В советское время практиковалось довольно часто, без "страшных рисков".

Вопрос. А для чего все это?
- А затем , что бы супостат не отнял у Нас несметные природные ресурсы, которые Мы готовы поставлять супостату за ничем не обеспеченные бумажки, на которые затем купим у супостата
- стиральные машинки, холодильники и ТВ.
- авто , производителей которые работали на 3-й рейх
- слетаем в за бугор и с криком -ТАГИЛ-, насцым им сволочам на пляже.

Правильно, а зачем супостату все это? :)

Пусть супостат своим делом занимается - пляж после "тагилов" пылесосит и пластическую хирургию развивает в части воспроизводства поголовья трансов ...

нет вернем 50 лярдов офшорным юкасам, которые ничего не платили в бюджет или раздадим концессии как Сахалин-2 и долго будем их возвращать и восстанавливать экологию. рецепт мальчиков бостонской школы экономики из госдепа не меняется за 20 лет.

По 22350 - хорошо, нужный корабль.
11356 не жалко, можно тремя обойтись.

>11356 не жалко, можно тремя обойтись.

Конечно, чо их такие устаревшие и отсталые жалеть.
Москве и 1135м сейчас всего по 35 лет.
Керчи 40 лет (она правда немного подгорела давеча, но копоть ведь можно закрасить - и снова в бой)
Сметливому скоро стукнет 50 - ищо совсем вьюноша))
Это все имеющиеся ударные надводные корабли 1/2 рангов на КЧФ.

Но хоть новый авианосец заимели...

Ну, раз уж так сложилось, чего жалеть то. Он все равно не конкурент 22350-му.

Он не конкурент.
22350 вообще многие фрегаты не конкуренты)
Но на КФЧ 11356 нужен.
И даже в большем количестве чем 6 ед.
По причинам изложенным мной выше.

  • 1