?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Франция передала России свои предложения по расторжению контракта на ДВКД типа Mistral
bmpd
  Как сообщают Иван Сафронов и Сергей Горяшко в статье "Mistral вступил в морское расторжение", опубликованной в газете "Коммерсантъ", Франция передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта на поставку ВМФ РФ двух вертолетоносцев типа Mistral. Они подразумевают возврат России около €785 млн, которые она сможет получить только после выдачи ее правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок. В Москве с таким подходом не согласны: "расходы и убытки" РФ в связи с разрываемым контрактом там оценивают в €1,163 млрд и никаких разрешений на реэкспорт, до того как деньги будут возвращены, выдавать не намерены.


ДВКД типа Mistral у стенки судостроительного предприятия STX France(c) Ирина Калашникова / Коммерсантъ


О том, что Париж подготовил и направил в Москву проекты документов о расторжении межправительственного соглашения о строительстве для России вертолетоносцев типа Mistral и контракта на два таких корабля, "Ъ" рассказали источники в сфере военно-технического сотрудничества. Напомним, что первый документ был подписан 25 января 2011 года вице-премьером Игорем Сечиным и министром обороны Франции Аленом Жюппе, а контракт на постройку двух Mistral заключен 17 июня 2011 года между "Рособоронэкспортом" и кораблестроительной компанией DCNS. "Проекты документов сейчас изучаются в Белом доме, Минобороны РФ и во всех сопричастных к теме Mistral ведомствах и организациях",— отметил собеседник "Ъ".

5 декабря 2014 года французская сторона на высоком уровне — в лице министра обороны Жан-Ива Ле Дриана — впервые заявила, что поставка России вертолетоносцев типа Mistral РФ может быть вообще отменена, если "обстановка на Украине не стабилизируется". Российская сторона при таком развитии событий готова подать исковое заявление в Европейский арбитражный суд с требованием уплатить штрафы и неустойку в общей сумме не менее €3 млрд.

Судьба двух вертолетоносцев "Владивосток" и "Севастополь" является одним из самых острых вопросов отношений России и Франции на протяжении последнего года. Первый корабль должны были передать российской стороне в ноябре 2014 года: он был готов уже тогда, но французские власти с тех пор неоднократно смещали сроки его передачи в связи с событиями на Украине и вокруг нее, но никогда прежде не говорили о расторжении контракта. При этом DCNS приходилось за свой счет содержать готовый "Владивосток" — французские эксперты оценивали связанные с этим расходы в €5 млн ежемесячно. На то, что Россия может в итоге не получить вертолетоносцы, намекал министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан (см. "Ъ" от 6 декабря 2014 года), но президент Владимир Путин в ответ заявил, что в таком случае Москва рассчитывает на возвращение аванса, выданного на их строительство. В противном случае у России появятся юридические основания отстаивать свои права в Европейском арбитражном суде.

Доводить дело до суда французы не захотели, попытавшись решить проблему дипломатическим путем. По словам источников "Ъ", знакомых с их предложениями, теперь одним из основных вопросов переговоров стало определение объема возвращаемых при расторжении контракта средств. По информации "Ъ", в поступившем от французской стороны уведомлении говорится, что при получении документальных подтверждений она готова возместить России "расходы и убытки" в размере €784,6 млн, но на такую сумму не согласны в Минобороны РФ, по информации которого "убытки и расходы", понесенные "российскими организациями" в связи со строительством и содержанием вертолетоносцев, достигли €1,163 млрд. По словам источников "Ъ", Франция рассчитывает вернуть деньги, которые учтены в актах приемки работ, в то время как Россия намерена стребовать (помимо выданного чистого аванса в размере €892,9 млн) и средства, потраченные на обучение экипажа (400 моряков), строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию под Mistral палубных вертолетов Ка-52К (четыре опытных образца). "Вариант с возвратом суммы, указанной во французском предложении, нас категорически не устраивает, о чем вице-премьер Дмитрий Рогозин уже сообщил генеральному секретарю по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье, уполномоченному вести переговоры с их стороны,— подчеркнул один из собеседников "Ъ".— Они сейчас готовят свои аргументы".

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что ситуация на юго-востоке Украины по-прежнему не позволяет передать первый из двух вертолетоносцев Mistral российскому военно-морскому флоту. В Минобороны РФ "Ъ" заявили, что корабли этого класса "не являются необходимым элементом для развития флота"

Но это не единственное разногласие. По информации "Ъ", французы предложили риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования, поставленного на них в ходе строительства, и его возвратом, поделить поровну. В Москве же считают, что оплата должна осуществляться за счет DCNS, поскольку инициатором разрыва соглашения выступает именно французская сторона.

Источники "Ъ" также рассказывают, что в проекте по расторжению контракта значится пункт, согласно которому DCNS не вернет деньги заказчику до тех пор, пока "Рособоронэкспорт" и правительство РФ не дадут официальных письменных разрешений на продажу обоих кораблей "любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок". Этот пункт, по словам собеседников "Ъ", однозначно будет пересматриваться с учетом интересов РФ, "Минобороны Франции уже выдало сертификаты конечного пользователя на кормовые части кораблей, специально построенные для DCNS на Балтийском заводе, они находятся в Минобороны РФ, и без согласия российской стороны реэкспорт невозможен". В связи с этим Россия будет требовать возврата до того, как Франции могут быть даны какие-либо разрешения на продажу.

И наконец, есть еще один юридический нюанс. DCNS строит свою позицию, в том числе и в вопросе возврата средств, на том, что контракт прекращает свое действие по причине форс-мажора (и по сведениям "Ъ", возможные "ограничительные меры правительства Франции" в контракте отнесены именно к форс-мажору). Но правительства России и Франции пока согласились прекратить сотрудничество по строительству кораблей вовсе не в связи с "обстоятельствами непреодолимой силы", говорят источники "Ъ". По их словам, все возможно урегулировать, опираясь на Гражданский кодекс Франции от 21 марта 1804 года (так называемый Кодекс Наполеона). В силу его положений правительство РФ может воспользоваться правом обратной покупки: в этом случае французы выкупают корабль (возвращают денежные средства, потраченные российской стороной), но при этом Россия вправе выставить любую финальную цену без каких-либо обоснований ее структуры. Такой вариант, по сведениям "Ъ", поддерживают в Минобороны РФ. Впрочем, время для официального объявления французской стороны о форс-мажоре еще есть: контракт оставляет ей такую возможность до 25 мая.

Официальный представитель "Рособоронэкспорта" от комментариев по Mistral вчера отказался. Узнать позицию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Минобороны РФ вчера не удалось. В Минобороны Франции и корпорации DCNS посоветовали обратиться в канцелярию главы республики Франсуа Олланда, однако оттуда ответа на запрос "Ъ" в течение суток так и не последовало.


  • 1
>> С какой стати? Суд не за корабли, а за деньги. >>

А почему именно за деньги? Россия может требовать выполнения контракта. Ясен пень, что не будет, но ведь может - а это значит, что нельзя просто так взять их и распилить или перепродать.

>> Допустим вешать Ка-52К точно смешно на французов, по такой логике их надо бы и отдать) >>

Ну почему смешно? Мы делали их под Мистраль. Контракт сорван по вине Франции, Ка-52К остаются ненужными, очевиден ущерб, а причинитель ущерба - Франция, с кого же ещё эти деньги требовать, как не с неё?

Edited at 2015-05-15 12:45 pm (UTC)

>> Россия может требовать выполнения контракта.

Корабли Россия уже не требует от слова вообще.

>>Ну почему смешно? Мы делали их под Мистраль. Контракт сорван по вине Франции, Ка-52К остаются ненужными, очевиден ущерб, а причинитель ущерба - Франция, с кого же ещё эти деньги требовать, как не с неё?

Если у вас сломалась машина автосалон обязан вам компенсировать цену освежителя воздуха чтоль?)
Берите домой и нюхайте)

>> Корабли Россия уже не требует от слова вообще. >>

Вы говорите "по понятиям", а с юридической точки зрения Россия ещё никак не озвучивала свою позицию, кроме слов Путина на пресс-конференции.

>> Если у вас сломалась машина автосалон обязан вам компенсировать цену освежителя воздуха чтоль?) >>

Ну, если вам автосалон по договору обещал треугольную машину и вы под треугольную машину построили треугольный гараж, а он взял и забил на треугольную машину, - то да, обязан, он же виноват в понесённых убытках.

А с каких пор Ка-52К способны применяться исключительно с палубы ни_имеющих_аналогов Мистралей?
Не вдаваясь в то, что это почти что обычные Ка-52 напомню, что их уже сказали что отправят служить на Дальний Восток. Как то видать летают с наземных аэродромов)

>> А с каких пор Ка-52К способны применяться исключительно с палубы ни_имеющих_аналогов Мистралей? >>

Это не их ума дела. Связка "Мистраль-Ка-52К" очевидна. А то, что заказчик может использовать что-то иначе - это не предмет разбирательства. Условно говоря, вы купили телевизор, а он картинку не показывает, только звук идёт, вы возвращаете его в магазин, а вам говорят: оставьте себе как радиоприёмник. Маразм же.

>> Не вдаваясь в то, что это почти что обычные Ка-52 напомню, что их уже сказали что отправят служить на Дальний Восток. Как то видать летают с наземных аэродромов) >>

В ваших словах слишком много здравого смысла для мира, где Европа штрафует Газпром за то, что он назначает цену на свой газ такой, какой хочет.

>>В ваших словах слишком много здравого смысла для мира, где Европа штрафует Газпром за то, что он назначает цену на свой газ такой, какой хочет.

В том то и дело, что малоперспективно в этом же мире пытаться с этой же Европой в ее же судах судиться)

  • 1