?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Франция передала России свои предложения по расторжению контракта на ДВКД типа Mistral
bmpd
  Как сообщают Иван Сафронов и Сергей Горяшко в статье "Mistral вступил в морское расторжение", опубликованной в газете "Коммерсантъ", Франция передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта на поставку ВМФ РФ двух вертолетоносцев типа Mistral. Они подразумевают возврат России около €785 млн, которые она сможет получить только после выдачи ее правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок. В Москве с таким подходом не согласны: "расходы и убытки" РФ в связи с разрываемым контрактом там оценивают в €1,163 млрд и никаких разрешений на реэкспорт, до того как деньги будут возвращены, выдавать не намерены.


ДВКД типа Mistral у стенки судостроительного предприятия STX France(c) Ирина Калашникова / Коммерсантъ


О том, что Париж подготовил и направил в Москву проекты документов о расторжении межправительственного соглашения о строительстве для России вертолетоносцев типа Mistral и контракта на два таких корабля, "Ъ" рассказали источники в сфере военно-технического сотрудничества. Напомним, что первый документ был подписан 25 января 2011 года вице-премьером Игорем Сечиным и министром обороны Франции Аленом Жюппе, а контракт на постройку двух Mistral заключен 17 июня 2011 года между "Рособоронэкспортом" и кораблестроительной компанией DCNS. "Проекты документов сейчас изучаются в Белом доме, Минобороны РФ и во всех сопричастных к теме Mistral ведомствах и организациях",— отметил собеседник "Ъ".

5 декабря 2014 года французская сторона на высоком уровне — в лице министра обороны Жан-Ива Ле Дриана — впервые заявила, что поставка России вертолетоносцев типа Mistral РФ может быть вообще отменена, если "обстановка на Украине не стабилизируется". Российская сторона при таком развитии событий готова подать исковое заявление в Европейский арбитражный суд с требованием уплатить штрафы и неустойку в общей сумме не менее €3 млрд.

Судьба двух вертолетоносцев "Владивосток" и "Севастополь" является одним из самых острых вопросов отношений России и Франции на протяжении последнего года. Первый корабль должны были передать российской стороне в ноябре 2014 года: он был готов уже тогда, но французские власти с тех пор неоднократно смещали сроки его передачи в связи с событиями на Украине и вокруг нее, но никогда прежде не говорили о расторжении контракта. При этом DCNS приходилось за свой счет содержать готовый "Владивосток" — французские эксперты оценивали связанные с этим расходы в €5 млн ежемесячно. На то, что Россия может в итоге не получить вертолетоносцы, намекал министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан (см. "Ъ" от 6 декабря 2014 года), но президент Владимир Путин в ответ заявил, что в таком случае Москва рассчитывает на возвращение аванса, выданного на их строительство. В противном случае у России появятся юридические основания отстаивать свои права в Европейском арбитражном суде.

Доводить дело до суда французы не захотели, попытавшись решить проблему дипломатическим путем. По словам источников "Ъ", знакомых с их предложениями, теперь одним из основных вопросов переговоров стало определение объема возвращаемых при расторжении контракта средств. По информации "Ъ", в поступившем от французской стороны уведомлении говорится, что при получении документальных подтверждений она готова возместить России "расходы и убытки" в размере €784,6 млн, но на такую сумму не согласны в Минобороны РФ, по информации которого "убытки и расходы", понесенные "российскими организациями" в связи со строительством и содержанием вертолетоносцев, достигли €1,163 млрд. По словам источников "Ъ", Франция рассчитывает вернуть деньги, которые учтены в актах приемки работ, в то время как Россия намерена стребовать (помимо выданного чистого аванса в размере €892,9 млн) и средства, потраченные на обучение экипажа (400 моряков), строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию под Mistral палубных вертолетов Ка-52К (четыре опытных образца). "Вариант с возвратом суммы, указанной во французском предложении, нас категорически не устраивает, о чем вице-премьер Дмитрий Рогозин уже сообщил генеральному секретарю по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье, уполномоченному вести переговоры с их стороны,— подчеркнул один из собеседников "Ъ".— Они сейчас готовят свои аргументы".

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что ситуация на юго-востоке Украины по-прежнему не позволяет передать первый из двух вертолетоносцев Mistral российскому военно-морскому флоту. В Минобороны РФ "Ъ" заявили, что корабли этого класса "не являются необходимым элементом для развития флота"

Но это не единственное разногласие. По информации "Ъ", французы предложили риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования, поставленного на них в ходе строительства, и его возвратом, поделить поровну. В Москве же считают, что оплата должна осуществляться за счет DCNS, поскольку инициатором разрыва соглашения выступает именно французская сторона.

Источники "Ъ" также рассказывают, что в проекте по расторжению контракта значится пункт, согласно которому DCNS не вернет деньги заказчику до тех пор, пока "Рособоронэкспорт" и правительство РФ не дадут официальных письменных разрешений на продажу обоих кораблей "любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок". Этот пункт, по словам собеседников "Ъ", однозначно будет пересматриваться с учетом интересов РФ, "Минобороны Франции уже выдало сертификаты конечного пользователя на кормовые части кораблей, специально построенные для DCNS на Балтийском заводе, они находятся в Минобороны РФ, и без согласия российской стороны реэкспорт невозможен". В связи с этим Россия будет требовать возврата до того, как Франции могут быть даны какие-либо разрешения на продажу.

И наконец, есть еще один юридический нюанс. DCNS строит свою позицию, в том числе и в вопросе возврата средств, на том, что контракт прекращает свое действие по причине форс-мажора (и по сведениям "Ъ", возможные "ограничительные меры правительства Франции" в контракте отнесены именно к форс-мажору). Но правительства России и Франции пока согласились прекратить сотрудничество по строительству кораблей вовсе не в связи с "обстоятельствами непреодолимой силы", говорят источники "Ъ". По их словам, все возможно урегулировать, опираясь на Гражданский кодекс Франции от 21 марта 1804 года (так называемый Кодекс Наполеона). В силу его положений правительство РФ может воспользоваться правом обратной покупки: в этом случае французы выкупают корабль (возвращают денежные средства, потраченные российской стороной), но при этом Россия вправе выставить любую финальную цену без каких-либо обоснований ее структуры. Такой вариант, по сведениям "Ъ", поддерживают в Минобороны РФ. Впрочем, время для официального объявления французской стороны о форс-мажоре еще есть: контракт оставляет ей такую возможность до 25 мая.

Официальный представитель "Рособоронэкспорта" от комментариев по Mistral вчера отказался. Узнать позицию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Минобороны РФ вчера не удалось. В Минобороны Франции и корпорации DCNS посоветовали обратиться в канцелярию главы республики Франсуа Олланда, однако оттуда ответа на запрос "Ъ" в течение суток так и не последовало.


  • 1
Государства судятся десятилетиями. Это дорого. Кроме того нет гарантии успеха.

Собственно всё только ради этого!

1. Пока идет суд - Мистрали будут стоять у стенки и ковырять дырку в бюджете DCNS. Сегодня это один Мистраль на 5 мегаевро в месяц, к концу года это будет два Мистраля ... правильно, на 10 мегаевро в месяц. За первое десятилетие тяжбы набежит только по этой статье убытков больше, чем вся сумма иска.
2. Пока идет суд - репутация Франции как оружейного экспортера будет стабильно чуть ниже плинтуса. Надо отдавать себе отчет в том, что основные заказчики на оружие - всевозможные людоеды, которые в любой момент сами могут влететь на санкции, либо уже находятся под ними. В таком раскладе регулярное напоминание, как Франция сделала финт жопой, будет вбивать гвоздь в крышку гроба французского экспорта.
3. Вне зависимости от решения суда, Франция (и даже более того - все военные экспортеры евросоюза) проигрывают. Если Россия удовлетворяет свой иск в полном объеме, то французы попадают на полную сумму плюс получают ущерб репутации, как нарушители контрактов. Если европейский суд побреет Россию, то это удар по всему правовому полю Евросоюза и европейской юрисдикции. Это будет сигнал всем военным импортерам, что европейская юрисдикция контракта означает, что всем глубоко похуй проблемы клиента. Будет либо бегство европейских контрактов в другие юрисдикции, либо бегство клиентов вообще к другим поставщикам.

В любом случае, Франция в нынешней ситуации оказалась мало того, что в коленно-локтевой позе, так ещё эта поза становится все неприличнее с каждым днем. Интерес Франции - как можно быстрее выйти из ситуации. При этом у России такого интереса нет, нам можно эту ситуацию тянуть годами. Миллиард евро - это примерно 20% от того бабла, что нам например рагули за газ должны ... и ничего, ждем же! ;)

Re: Собственно всё только ради

1. продадут нафиг и все. Судитесь же не за корабли, а за деньги. Кораблей не будет точно.
2. ога, ога. То то французский оборонный экспорт на подъеме в этом году.
Всем_плевать с высокой колокольни на это все. Всем, смиритесь.
Как на имидж России повлияли фейлы с Ираном или Алжиром? Вроде живы как то.
3. Успокойтесь уже. Верховный сказал, что суда не будет. Морального ущерба не будет. Неустоек не будет. Хотят вернуть фактически затраченное, сейчас вот по этому поводу решают скока.

>> Если европейский суд побреет Россию, то это удар по всему правовому полю Евросоюза и европейской юрисдикции.

Взоржал.

(Deleted comment)

Re: Собственно вÑÂ

Мы обсуждаем ситуацию в которой покупателя послали в жопу и не стали отдавать товар. Если он подпишет, что не имеет претензий, то вернут часть денег.
Вы вот насчет сертификатов это серьезно?

Re: Собственно вÑÂ

Мы пока обсуждаем ситуацию, в которой принято политическое решение, поставившее раком экономические отношения.

И стороной, допустившей этот пердимонокль, сейчас спешно ищется любое достойное решение, позволяющее не отрабатывать бабло жопой. Вариант "вернуть бабла чуть больше чем взяли" морально приемлим, но разумеется никто сразу не предлагает такое.

Re: Собственно всё только ради

Смешные выводы смешного субъекта.

Дык, корабль-то содержать придётся им все эти десятилетия.

С какой стати? Суд не за корабли, а за деньги.
Контракт допустим разрывают по форс-мажору, Россия идет в суд, а Франция продает корабли, если есть кому.

Но эти выкладки сугубо фантазийные, никаких судов не будет. Главком давно уже сказал.
Торг идет о вилке €785-1163 млн. Договорятся полюбовно. Допустим вешать Ка-52К точно смешно на французов, по такой логике их надо бы и отдать)

>> С какой стати? Суд не за корабли, а за деньги. >>

А почему именно за деньги? Россия может требовать выполнения контракта. Ясен пень, что не будет, но ведь может - а это значит, что нельзя просто так взять их и распилить или перепродать.

>> Допустим вешать Ка-52К точно смешно на французов, по такой логике их надо бы и отдать) >>

Ну почему смешно? Мы делали их под Мистраль. Контракт сорван по вине Франции, Ка-52К остаются ненужными, очевиден ущерб, а причинитель ущерба - Франция, с кого же ещё эти деньги требовать, как не с неё?

Edited at 2015-05-15 12:45 pm (UTC)

>> Россия может требовать выполнения контракта.

Корабли Россия уже не требует от слова вообще.

>>Ну почему смешно? Мы делали их под Мистраль. Контракт сорван по вине Франции, Ка-52К остаются ненужными, очевиден ущерб, а причинитель ущерба - Франция, с кого же ещё эти деньги требовать, как не с неё?

Если у вас сломалась машина автосалон обязан вам компенсировать цену освежителя воздуха чтоль?)
Берите домой и нюхайте)

>> Корабли Россия уже не требует от слова вообще. >>

Вы говорите "по понятиям", а с юридической точки зрения Россия ещё никак не озвучивала свою позицию, кроме слов Путина на пресс-конференции.

>> Если у вас сломалась машина автосалон обязан вам компенсировать цену освежителя воздуха чтоль?) >>

Ну, если вам автосалон по договору обещал треугольную машину и вы под треугольную машину построили треугольный гараж, а он взял и забил на треугольную машину, - то да, обязан, он же виноват в понесённых убытках.

А с каких пор Ка-52К способны применяться исключительно с палубы ни_имеющих_аналогов Мистралей?
Не вдаваясь в то, что это почти что обычные Ка-52 напомню, что их уже сказали что отправят служить на Дальний Восток. Как то видать летают с наземных аэродромов)

>> А с каких пор Ка-52К способны применяться исключительно с палубы ни_имеющих_аналогов Мистралей? >>

Это не их ума дела. Связка "Мистраль-Ка-52К" очевидна. А то, что заказчик может использовать что-то иначе - это не предмет разбирательства. Условно говоря, вы купили телевизор, а он картинку не показывает, только звук идёт, вы возвращаете его в магазин, а вам говорят: оставьте себе как радиоприёмник. Маразм же.

>> Не вдаваясь в то, что это почти что обычные Ка-52 напомню, что их уже сказали что отправят служить на Дальний Восток. Как то видать летают с наземных аэродромов) >>

В ваших словах слишком много здравого смысла для мира, где Европа штрафует Газпром за то, что он назначает цену на свой газ такой, какой хочет.

есть еще страховка в этом случае. англичане будут весьиа не рады.

  • 1