bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

О выпуске грузовиков по ленд-лизу на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова

В статье Максима Шелепенкова "Сказка наоборот", опубликованной в майском номере журнала "Грузовик пресс", приводятся интересные подробности сборки импортных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе имени В.М. Молотова в годы Великой Отечественной войны.




Фотография из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6 (с) ekabu.ru






Помесячные данные по сборке импортных автомобилей на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова


1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1941 г. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 221 221
1942 г. 384 708 508 1988 3254 2804 1149 392 33 261 380 783 12644
1943 г. 730 996 1243 945 1900 1061 1016 1600 1600 1000 800 1000 13891
1944 г. 14758 1320 1402 1000 1600 1400 1400 1400 1100 1400 1324 302 14748
1945 г. 663 368 519 350 322 694 545 500 409 462 337 324 5493
1946 г. 472 427 220 9 1 31 5 36 0 0 0 0 1165

В статье, в частности, развенчиваются известные мифы, связаныне с ленд-лизовской техникой. Так, сборочные комплекты отгружали в СССР в соответствии с заказами, подготовленными советской стороной, которые и не думали уменьшать вплоть до кончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года.

К этому времени поставки набрали уже такой темп и инерцию, что еще долго в наши порты на Дальнем Востоке приходили транспорты с ленд-лизовской техникой и оборудованием. Еще какое-то время требовалось на доставку этих комплектов по железной дороге на соборочные заводы страны, у которых существовали собственные заделы машиноклмплектов для обеспечения ритмичности работы конвейеров. В общей сложности в 1945 году силами пяти автомобильных заводов было собрано 39449 импортных автомобилей! Причем четверть из этого количества уже после окончания боевых действий.




Фотография из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6 (с) ekabu.ru


Горьковской автомобильный завод окончательно прекратил сборку импортных машин только в 1946 году, сдав последние машины заказчику только в августе (!) этого года. Но и это не рекорд, Минский автомобильный завод продолжал сборку импортных машин аж до середины 1947 года. На этом фоне всегда было очень забавно читат одну и ту же байку о ленд-лизе, что сразу после войны в советских портах была организована сдача ленд-лизовских грузовиков обратно американцам. А они их тут же загоняли под пресс...

Никто никаких грузовиков американцам не отдавал и не собирался этого делать. Напротив, понимая ценность этих машин для как Советской Армии, так и народного хозяйства, их старались сберечь как можно дольше. Наиболее распространенные полноприводные грузовики "Студебеккер" в приказном порядке собирали по воинским частям и отправляли на специальные базы хранения, где консервировались "до лучших времен", а по факту до новой войны, которая после начала противостояния с США казалась не такой уж далекой...
Tags: Великая Отечественная война, СССР, военно-техническое сотрудничество, грузовики, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments