?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О выпуске грузовиков по ленд-лизу на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова
bmpd
В статье Максима Шелепенкова "Сказка наоборот", опубликованной в майском номере журнала "Грузовик пресс", приводятся интересные подробности сборки импортных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе имени В.М. Молотова в годы Великой Отечественной войны.




Фотография из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6 (с) ekabu.ru






Помесячные данные по сборке импортных автомобилей на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова


1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1941 г. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 221 221
1942 г. 384 708 508 1988 3254 2804 1149 392 33 261 380 783 12644
1943 г. 730 996 1243 945 1900 1061 1016 1600 1600 1000 800 1000 13891
1944 г. 14758 1320 1402 1000 1600 1400 1400 1400 1100 1400 1324 302 14748
1945 г. 663 368 519 350 322 694 545 500 409 462 337 324 5493
1946 г. 472 427 220 9 1 31 5 36 0 0 0 0 1165

В статье, в частности, развенчиваются известные мифы, связаныне с ленд-лизовской техникой. Так, сборочные комплекты отгружали в СССР в соответствии с заказами, подготовленными советской стороной, которые и не думали уменьшать вплоть до кончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года.

К этому времени поставки набрали уже такой темп и инерцию, что еще долго в наши порты на Дальнем Востоке приходили транспорты с ленд-лизовской техникой и оборудованием. Еще какое-то время требовалось на доставку этих комплектов по железной дороге на соборочные заводы страны, у которых существовали собственные заделы машиноклмплектов для обеспечения ритмичности работы конвейеров. В общей сложности в 1945 году силами пяти автомобильных заводов было собрано 39449 импортных автомобилей! Причем четверть из этого количества уже после окончания боевых действий.




Фотография из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6 (с) ekabu.ru


Горьковской автомобильный завод окончательно прекратил сборку импортных машин только в 1946 году, сдав последние машины заказчику только в августе (!) этого года. Но и это не рекорд, Минский автомобильный завод продолжал сборку импортных машин аж до середины 1947 года. На этом фоне всегда было очень забавно читат одну и ту же байку о ленд-лизе, что сразу после войны в советских портах была организована сдача ленд-лизовских грузовиков обратно американцам. А они их тут же загоняли под пресс...

Никто никаких грузовиков американцам не отдавал и не собирался этого делать. Напротив, понимая ценность этих машин для как Советской Армии, так и народного хозяйства, их старались сберечь как можно дольше. Наиболее распространенные полноприводные грузовики "Студебеккер" в приказном порядке собирали по воинским частям и отправляли на специальные базы хранения, где консервировались "до лучших времен", а по факту до новой войны, которая после начала противостояния с США казалась не такой уж далекой...

  • 1
(Deleted comment)
по окончанию войны, США выставили счет в 11 млрд $ по ленд-лизу, в результате всяческих разногласий СССР, а затем Россия выплатила всего лишь 722 млн $. (эт по версии Wikipedia, а как было на самом деле неизвестно, я читал что СССР платили золотом уже во время войны)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Интересно, а кроме ленлизовских комплектов сколько грузовиков было собрано?

Хз насчет байки, а где-то было(сам видел) интервью с ветераном водилой в присутствии которого ломали в портах перед погрузкой эти самые машины. Если только постановочно, но зачем?

как всегда, никто не помнит и не знает того ветерана, и не может привести пруфы на это интервью

(Deleted comment)
наверное не стоит путать факт отгрузки и Штатов и сборку давно привезенного в Горьком
впервые Трумен остановил поставки в мае 1945-потом присылали Гопкинса заглаживать
а уж после японской-
заявление о прекращении поставок по ленд-лизу сделано правительством США 21 августа 1945
и все кончилось в 1945
то есть сборка в Горьком- из ранних поставок

часть лендлиза возвращали - например корабли
часть кораблей - рабочих-просто вывели из эксплуатации в кладбища
(например речные буксиры в Сибири)
с машинами говорят разное- и сдача на корабли тоже описывается и на черном и на тихом
и это не интернет, а давние книжки- упоминается промежду делом

Edited at 2015-05-11 10:07 pm (UTC)

> с машинами говорят разное- и сдача на корабли тоже описывается и на черном и на тихом

Я не верю в это. Ни в сдачу, ни в уничтожение под присмотром американцев. Даже с возвратом кораблей морока затянулась на многие годы, а тут какиен-то грузовики.

По Лендлизу они нам ещё и пуговицы слали с серпами и молотками: http://funik.ru/uploads/images/02_2015/01/26_1e08e56cb96e1f59e4843bdd31dfc348.jpg и расплатились мы с ними только в 2006 году! Что-то около $2 млрд.

Не расплачивались.

> В общей сложности в 1945 году силами пяти автомобильных заводов было собрано 39449 импортных автомобилей! Причем четверть из этого количества уже после окончания боевых действий.

Как считает автор статьи эти пропорции на счет "четверть из этого количества уже после окончания боевых действий"?

Он считает оконченными боевые действия по май 1945 г после капитуляции Германии, или после капитуляции Японии по сентябрь того же года?

Edited at 2015-05-12 04:49 am (UTC)

"...Наиболее распространенные полноприводные грузовики "Студебеккер" в приказном порядке собирали по воинским частям и отправляли на специальные базы хранения, где консервировались "до лучших времен".."

Интересно, м.б., до сих пор стоят на базах хранения? Ожидавшейся войны-то не было

СССР, конечно, был крайне запасливым, но все же не настолько :)
К 70-м годам списали.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Не удержался

Не смог выдержать просто. Такого бреда я просто не могу выдержать.

Если господину Максиму Шелепенкову в статье "Сказка наоборот" видимо можно пи сать всякую чушь и не стремясь перепроверить ее фактически, в том числе и общаясь с людьми лично связянными с описываемыми им событиями то для блога вызывавшего у меня серьезное уважение достаточно серьезными материалами это простите просто недопустимо.

По пунктам:

1) "В статье, в частности, развенчиваются известные мифы, связаныне с ленд-лизовской техникой. Так, сборочные комплекты отгружали в СССР в соответствии с заказами, подготовленными советской стороной, которые и не думали уменьшать вплоть до кончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года." Думаю исходя из реалий 21 века может показаться, что в конце войны все поставки должны резко встать и более не возобновляться. Для уровня школьника обучающегося где-то между 3 и 7 классами возможно да. Но скажите мне кто и как мог знать где, во сколько часов, какого числа и какого года завершится вторая мировая война? Никто. Освобождает ли окончание боевых действий обязанную сторону от исполнения оплаченных (между прочим золотом) обязательств по договору? Нет

"К этому времени поставки набрали уже такой темп и инерцию, что еще долго в наши порты на Дальнем Востоке приходили транспорты с ленд-лизовской техникой и оборудованием. Еще какое-то время требовалось на доставку этих комплектов по железной дороге на соборочные заводы страны, у которых существовали собственные заделы машиноклмплектов для обеспечения ритмичности работы конвейеров. В общей сложности в 1945 году силами пяти автомобильных заводов было собрано 39449 импортных автомобилей! Причем четверть из этого количества уже после окончания боевых действий." Все к тому же что и вверху - обязательства надо исполнять всегда, а производство и доставка машинокомплектов это не однодневное дело в принципе. Удивительного или сенсационного здесь ничего нет.

"Никто никаких грузовиков американцам не отдавал и не собирался этого делать. Напротив, понимая ценность этих машин для как Советской Армии, так и народного хозяйства, их старались сберечь как можно дольше. Наиболее распространенные полноприводные грузовики "Студебеккер" в приказном порядке собирали по воинским частям и отправляли на специальные базы хранения, где консервировались "до лучших времен", а по факту до новой войны, которая после начала противостояния с США казалась не такой уж далекой..." Это как можно было в 1945 году определить что скоро начнется война с САСШ (США)??? Господин Шелепенкову может врать сколько хочет, но факты говорят о том что Фултонская речь Черчилля была произнесена только 5 марта 1946 года, т.е. русские уже в мае 1945 знали, что Холодная война война начнется весной 1946 и сразу стали прятать все уцелевшие Студебеккеры. Думаю очевидно что автор сильно врет. Потери по л/составу и технике проверяются по журналам БД боевых подразделений и проверялись принимающей стороной (США).

"На этом фоне всегда было очень забавно читат одну и ту же байку о ленд-лизе, что сразу после войны в советских портах была организована сдача ленд-лизовских грузовиков обратно американцам. А они их тут же загоняли под пресс..." Ему забавно поржать над тем, о чем он не имеет представления. Все неоплаченные автомобили, самолеты, танки и т.д. и не потерянные в ходе боевых действий подлежали возврату поставщику притом прием техники осуществлялся едва не более жестко чем прием советскими военспецами. Почему я говорю об этом так уверенно утверждая что написанное Шелепенковым далеко не во всем соответствует действительности??? К сожалению ни я ни кто либо другой не сможет воскресить вот этого человека: Михалев Сергей Николаевич - мой преподаватель, как я понимаю человек несколько больше понимавший в истории вопроса чем господин Шелепенков.
Кстати сдача например "Кобр" проводилась исключительно с летными куртками, без которых самолет не принимался и стоимость его относилась к долгам СССР за поставленную технику.
П.С. Куда вы думаете американцы переживавшие кризис перепроизводства должны были деть Б/У устаревшую технику поставленную в СССР??? Отвезти назад и остановить производства до выхода сроков эксплуатации машин???

(Deleted comment)
Если брать советские архивные данные и статистику, никакого особого вклада поставки автомобильной техникие по соглашению ленд-лиза в 1941-1942 году не внесли.
Наибольшие поставки приходятся 1944-1945 гг, если брать легкие автомобили, джипы и грузовики.
То есть ускорить наступление на Кубани, Украине, в Белоруссии и Восточной Европе - помогли. Но самый тяжелый период войны и переломные сражения РККА вытащила на отечественной автомобильной технике и конной тяге.

Edited at 2015-05-12 06:59 pm (UTC)

> которые и не думали уменьшать вплоть до кончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года

извините, но это не вяжется с полным и помесячным выпуском в 1944го vs 1945го

Если так, то почему же тогда ЗиС-5 в виде Урал-ЗиС военных времён попадались и в 50-х, и даже в 60-х, а вот Студебеккеров не видел ни разу... Виллисы, хоть и очень редко, встречались, а вот грузовики - нет... Однажды только 6-вольтовую лампочку от Студебеккера нашёл для фильмоскопа :)

  • 1