?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Цены на нефть и применение биотоплива в авиации
bmpd
Грэм Уорвик в статье "Цена дешевой нефти", опубликованной в журнале  "Aviation Week", рассматривает весьма инетерсный вопрос о перспективах применения биотоплива в гражданской авиации в условиях снижения цены не нефть. Представляется, что это особенно актуально для России. Наш блог знакомит с текстом данной статьи.


Заправка биотопливом самолета Boeing 737-800 авиакомпании KLM, 08.03.2013 (c) isealalliance.org


Для отрасли производства биотоплива снижение цен на нефть служит негативным фактором, особенно в свете попыток перехода от стадии научных исследований к коммерциализации и первым поставкам альтернативного биотоплива для авиации.

Авиакомпании постепенно стали переходить от демонстрационных полетов к использованию биотоплива при перевозках, однако они четко дают понять, что не готовы платить дополнительные деньги за синтетическое авиатопливо несмотря на его экологические преимущества. Когда нефть стоила дороже 100 долл. за баррель, использование биотоплива было реальной перспективой, теперь же, когда нефть стоит меньше 50 долл. за баррель, биотопливо уже не может конкурировать по цене с традиционными видами сырья.

Однако авиакомпании начинают покупать биотопливо в соответствии с подписанными долгосрочными договорами поставки — например, в рамках трехлетнего соглашения между United Airlines и Altair Fuels или 10-летнего контракта между British Airways и Solena Fuels. Таким образом, индустрия производства авиационного биотоплива пока что имеет спасительный буфер, в основном за счет договорных обязательств, возможностей дальнейшего роста цен на нефть и небольшого количества биотоплива, используемого на этой ранней стадии.

Снижение цен на традиционное топливо совпало с завершением научно-исследовательских работ и сертификацией новых видов топлива. И сейчас производители пытаются заключить долгосрочные соглашения с перевозчиками на поставку биотоплива, чтобы привлечь финансирование для строительства перерабатывающих заводов. По сравнению с быстрыми темпами исследований новых видов биотоплива процесс коммерциализации проходит медленнее, что не соответствует ожиданиям авиационной отрасли.

"Непосредственное воздействие низких цен на нефть будет ощутимо, поскольку у производителей топлива возникнут трудности со строительством новых предприятий", — говорит Стив Чонка, гендиректор организации Commercial Aviation Alternative Fuels Initiative (CAAFI), которая объединяет в своих рядах перевозчиков, авиастроителей, регуляторов и производителей топлива. "В целом все зависит от фундаментальных рыночных факторов и длительности этого периода. Первичным катализатором было политическое решение, так что рынок может мгновенно развернуться", — говорит он.

Снижение цен на нефть не должно препятствовать разработке альтернативных видов топлива, считают в Boeing. "Сегодня цены на нефть низкие, но тенденция к росту и высокая волатильность на рынке были всегда, и этот тренд едва ли поменяется", — подчеркивают в Boeing. Серьезные колебания в последнее десятилетие затрудняют деятельность авиакомпаний, и источники альтернативного топлива могут помочь противостоять этой волатильности.
До 2020 г. гражданская авиация намерена достичь цели нулевого роста выбросов диоксида углерода, а к 2050 г. выбросы углеродосодержащих веществ должны снизиться на 50% по сравнению с уровнем 2005 г. "Использование большого количества нефтяного топлива, несмотря на его цену, не приведет к снижению выбросов вредных веществ", — отмечают в Boeing. Применение биотоплива из возобновляемых ресурсов может помочь достичь поставленных целей, и прогресс в этом направлении низкие цены на нефть не остановят.

"Цель выхода на нулевой рост выбросов углеродосодержащих веществ к 2020 г. вообще не будет затронута, поскольку необходимы политические усилия по разработке рыночных мер стимулирования (MBM), и мы постоянно работаем в этом направлении", — заявляют в отраслевом объединении Air Transport Action Group (ATAG). Механизм MBM основан на принципе торговли квотами на выброс углеродосодержащих веществ с установкой определенных цен. "Мы придерживаемся долгосрочной политики, и это правильный путь решения проблем изменения климата", — подчеркивают в ATAG.

"На данный момент это вполне обычный бизнес, — говорит Чонка. — Активная деятельность по разработке не затронута влиянием низких цен на нефть, технологии продвигаются к более высоким уровням готовности, пройдена квалификация в организации ASTM". Усилия по разработке биотоплива и его коммерциализации поддерживаются правительством США, что помогает сохранить достигнутый импульс, тогда как инерция бюджета в части финансирования проектов по производству биотоплива и строительства заводов обеспечит буфер для промышленности. "Деятельность в рамках НИОКР обычно зависит от более длительных циклов, поэтому еще рано говорить о каком-то воздействии", — считает Чонка.

По его словам, активность в области квалификации новых видов топлива обеспечивает демонстрацию и коммерциализацию биотоплива и пока спада активности не наблюдается. В Boeing соглашаются с этим утверждением: "Со своей стороны мы видим значительный прогресс в направлении увеличения поставок биотоплива для авиационной отрасли и снижения его стоимости".

До настоящего времени были сертифицированы три метода производства авиационного биотоплива: синтетический парафиновый керосин (СПК) на основе процесса Фишера — Тропша; СПК на основе гидрогенизированных эфиров и жировых кислот и синтетические изопарафины. К середине года ожидается сертификация в ASTM авиационного топлива на основе этилового спирта. Кроме того, рабочими группами ASTM активно рассматриваются еще семь различных методов производства биотоплива. "Я думаю, что каждые шесть месяцев будет проходить сертификация каждого из этих методов, — говорит Чонка. — Есть еще шесть методов, по которым пока не сформированы рабочие группы. Так что ближайшие несколько лет будут довольно напряженными в этом плане".

Дешевая нефть — недавнее явление, но мнения могут измениться, если цены на нефть будут оставаться низкими в долгосрочной перспективе. "Тем не менее авиакомпании до сих пор придерживались своего курса, и мы надеемся, что так будет и дальше, — говорит Чонка. — Мы говорим о небольших количествах биотоплива, так что авиакомпании должны поддерживать выбранный курс".

  • 1

Бес топливная энергетика быть давно уж должна!

Пущай самолёты летают воздухе - на?

Re: Бес топливная энергетика быть давно уж должна!

Пусть крыльями машут.

Помимо цены

у биотоплива есть куча недостатков: отложения в камере сгорания, снижение ресурса смазочных материалов, неприспособленность двигателей для работы на нём (надо разрабатывать двигатели с 0), снижение мощности двигателя...

Re: Помимо цены

И главный пустяк - при производстве образуются таксичные отходы объемом где-то с само производство. Которые нельзя переработать - нужно захоранивать. Поэтому до 2008 г. активно шли переговоры о переносе производства биотоплива в Россию. Ага. К счастью кризис 2008 г. с тогдашним падением цен на нефть прибил европейскую "альтернативную энергетику" как муху мухобойкой. Последний раз вроде австралийцы с год назад пытались расшевелить европейцев - типа, у нас есть сырье, у вас - мощности. Но очередной кризис :-)

Вообще реальная альтернатива - водород, все остальное - так, баловство.

(Deleted comment)
"Качество" в смысле отсутствия лишних примесей как раз кардинально лучшее.
Но вот в смысле сортности - х/з, там много тонкостей.

Очередной заход на задвижение углеводородобывающие страны. Только реальных проектов фактически нет.

Вся эта модная байда до первой катастрофы.
Прости Господи!

Ему вообще известна доля стоимости нефти в конечном продукте?

Из водорослей тоже неплохое топливо выходит.

теперь же, когда нефть стоит меньше 50 долл. за баррель
Афтар наркоман!

Ну так писалось-то, видать, зимой, она тогда столько и стоила.

До настоящего времени были сертифицированы три метода производства авиационного биотоплива: синтетический парафиновый керосин (СПК) на основе процесса Фишера — Тропша;

При всем моем уважении к вам - данная фраза - образцово-показательный приме "экологического бреда" - синтетическое горючее из угля/природного газа к слову "био-" имеет отношения столько же сколько топливо из нефти.

Ну, возможно они имеют в виду переработку твёрдой биомассы в жидкое топливо. Понятно, что делать керосин из дров — ещё глупее и невыгоднее, чем делать его из угля, но технически это всё-таки возможно.

До настоящего времени были сертифицированы три метода производства авиационного биотоплива: синтетический парафиновый керосин (СПК) на основе процесса Фишера — Тропша.. О!

Я щщитаю что нужно не махать ерундой а производить биотопливо сразу из нефти.

а чтобы обеспечить приставку "био-" - добавлять к сырью горе-экологов. Тогда еще и приставка "эко-" получится.

А как связаны биотопливо и выбросы СО2?

Биотопливо что ли при горении его не выделяет?:)
Или типа турнепс до переработки в биотопливо поглотит количествоуглекислоты, эквивалентное выделенное при горении и баланс не нарушится? ИМХО это какое то шарлатанство

Re: А как связаны биотопливо и выбросы СО2?

турнепс до переработки в биотопливо поглотит количествоуглекислоты, эквивалентное выделенное при горении и баланс не нарушится
Да, это именно так.

ИМХО это какое то шарлатанство
Да, это шарлатанство, поскольку на выращивание литра рапсового биодизеля нужно потратить значительно больше литра простой кондовой соляры.

Edited at 2015-05-07 05:14 am (UTC)

...в то время как в Африке дети голодают!!!111 Демагогия, конечно, но использовать посевные под топливо, когда есть нефть, газ и прочие перспективные ресурсы, несколько опрометчиво. Пусть лучше в лунный гелий-3 вкладываются. Или водород учатся добывать дешёвым способом.

Edited at 2015-05-07 05:08 am (UTC)

Дети в Африке будут голодать пока туда Европа и Америка поставляют "гуманитарную помощь", разоряющую местное сельское хозяйство. Единственным человеком, который серьезно боролся с голодом в Африке был Муаммар Каддаффи. И как только у него начало что-то получаться (заработали первые очереди проекта Великая Рукотоворная Река) как ему туда сразу начали поставлять гуманитарную помощь в виде катаровских спецназовцев и французских бомб.

В свете грозящей миру агфляции

-
В свете грозящей миру агфляции, разговоры о широких перспективах биотоплива считаю лишь разговорами.
Продовольствие дорожает во всем мире, а посевных площадей не хватает для удовлетворения растущего спроса - в этих условиях, приоритет явно будет отдан не биотопливу.

Основная проблема биотоплива — низкий EROEI. Судя по картинке из Википедии, ~1 (попадались цифры 1.3).



То есть, для производства 1 тонны биотоплива нужно затратить энергию, эквивалентную ~1 тонне биотоплива :)

Edited at 2015-05-07 11:41 am (UTC)

  • 1