?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О состоянии палубного авиакрыла китайского авианосца "Ляонин"
bmpd
авиакрыло-1

Летательные аппараты, принадлежащие авиакрылу китайского авианосца "Ляонин": Z-18, JJ-9G и J-15 (c) sina.com.cn


 Китайский военный блог "Чусяо" опубликовал подробный материал о палубном авиакрыле первого китайского авианосца "Ляонин" (бывший "Варяг", бортовой номер 16). В отличие от России, где палубные истребители сведены в 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк и отделены от других летательных аппаратов, базирующихся на авианосец, китайцы создали для авианосной авиации новую организационную структуру - авианосное авиакрыло, имеющее статус воинской части с собственным командиром, политкомиссаром и службами обеспечения.  В состав авиакрыла входят корабельные истребители J-15, вертолеты Z-18F (ПЛО), Z-18J (ДРЛО) и Z-9C (поисково-спасательные). Согласно публикациям китайской прессы, на корабле планируется иметь 24 самолета J-15, шесть вертолетов Z-18F, четыре вертолета Z-18J и два вертолета Z-9C. Авиакрыло также располагает учебно-тренировочными самолетами повышенной подготовки JJ-9G, которые не базируются на авианосец, но используются для тренировок на берегу.





авиакрыло-2Командование палубного авиакрыла китайского авианосца "Ляонин" (с)sina.com.cn


Командир авиакрыла китайского авианосца "Ляонин" - старший полковник Чжан Шаобин (вверху слева), в прошлом - командир 10-го авиационного полка 4-й авиационной дивизии авиации ВМС НОАК. 10-й авиаполк является элитной воинской частью китайской морской авиации, где концентрируются наиболее перспективные кадры летчиков. Полк  вовлечен в испытания новой техники и опробывание новых тактических приемов. Полк был основан еще в 1951 году в составе ВВС НОАК, участвовал в Корейской войне, в 1954 году передан флоту, в 1950-е и 1960-е годысбил большое число американских и тайваньских боевых и  разведывательных самолетов и БЛА, за что в 1965 году получил почетное наименование "Соколы". В 2003 году полк был перевооружен на российские истребители Су-30МК2. Полк является также важным донором летных кадров для палубного авиакрыла (до трети от имеющихся летчиков).

Заместитель командира авиакрыла - старший полковник Дай Минмэн (справа), опытный летчик испытатель, участвовавший в отработке взлета и посадки истребителейJ-15 на авианосец в 2012-2013 годах.

Слева внизу - политкомиссар авиакрыла старшийполковник Чжан Чжаоюнь. В прошлом Чжан Чжаоюнь был заместителем начальника кадрового управления политического управления ВМС НОАК, иначе говоря, вторым человеком в кадровой службе всего китайского флота. Это дает представление о том значении, которое придается вопросам комплектования авиакрыла.


авиакрыло-3

Председатель КНР Си Цзиньпин и личный состав палубного авиакрыла (с) sina.com.cn


Судя по известному совместному фото Си Цзиньпина с офицерами авиакрыла, сейчас в нем имеется 36 летчиков. Вероятно, на фото присутствуют как летчики истребителей J-15, так и пилоты вертолетов. Что касается флотских  летчиков J-15, имеющих допуск к посадкам и взлетам с авианосца, то первая группа из пяти человек завершила подготовку в мае 2013 года, вторая группа из восьми человек в мае-июне 2014 года завершила полный курс тренировок на наземной базе, а в октябре - ноябре 2014 года приступила к полетам на авианосце. Таким образом, на конец 2014 года Китай имел 13 строевых летчиков с допускам к полетам с авианосца и их число, вероятно, продолжает расти. Это число, разумеется, не включает в себя испытателей, работающих на авиационную промышленность.  Отметим, что по количеству обученных палубных строевых летчиков Китай стремительно нагоняет (если уже не нагнал) Россию.


авиакрыло-4

Вертолет Z-18 взлетает с авианосца "Ляонин". Фото 2012 года (с) sina.com.cn


Пилоты вертолетов сейчас уделяют основное внимание отработке быстрого группового взлета.


авиакрыло-5

Десятый серийный китайский корабельный истребитель J-15 первой партии в сборочном цеху предприятия Shenyang Aerospace Corporation в Шеньяне (вверху) (с)sina.com.cn


Что касается серийного производства истребителей J-15, то в 2014 году завершено производство первой серии J-15, состоявшей как минимум из 10 машин. Сейчас идет производство второй серии. Годовой темп производства J-15 составляет десять с небольшим машин.


авиакрыло-6

Си Цзиньпин встречается с личным составом авиакрыла (с)sina.com.cn


Важнейшим отличием китайской авианосной программы от российской является ее политический статус. В Китае авианосная программа является   "национальным проектом" со статусом схожим с пилотируемой космической программой, координаторами высокого уровня  и постоянным вниманием со стороны высшего руководства. Это также повод для общенародной гордости. Россия до сих пор не вполне понимает, что делать с унаследованной от СССР авианосной программой и, вероятно, не имеет четкого видения долгосрочного развития корабельной авиации.



  • 1

Re: Да, почти все так и есть, но есть дополнения...

1. Новую часть они не создавали - как был будуй 92198 - так и остался. Возможно, что изменили открытое наименование. А в/часть - это та самая китайская "НИТКА" в Синчэн/Хулудао.
2. Согласен, что очень часто у китайцев что орёль, что ястрыб, что сокiл - почти одно и то же - главное, чтобы был крупный и сыльный птиц, да еще и морской! ;)
3. по пилотам у них, судя по всему, напряг. Потому как даже первая пятерка - в основном, там, были яньляновцы (погибший - как раз из них), а не синчэн-цы. Реально, наверно, сейчас их около десятка. А "Чусяо" считает с испытателями, которые по идее служат в исп.полку при ЛИЦ Яньлян.
4. Да, все верно, 10 бортов - 100-109 (серийные 0101-0110). Мой косяк.
5. Было несколько проектов по авианосцам, например вот эти:
проект 9935 - план создания авианосца на судоверфи Цзяннань
проект 9985 - программа строительства трех авианосцев для ВМС НОАК...
Насчет кураторов проектов - да, есть такой: в составе Управления по вооружению штаба ВМС НОАК в свое время был создан специальный орган – т.н. «отдел №048» (или инженерно-технический отдел по авианосцам), в задачи которого входят координация усилий и курирование вопросов по постройке авианесущих кораблей (плюс закупки и производство палубной авиации) - т.е. для межведомственной координации. Начальник (руководитель) отдела имеет ранг, соответствующий уровню заместителя министра, хотя напрямую он подчиняется ГК ВМС НОАК.

Извините, не в ту ветку ответил сначала

Да, есть отдельная канцелярия "проекта 48". Но координирующая структура возможно выходит за рамки управления вооружения штаба флота. Например, в списке делегатов 18 съезда от пров. Хубэй у директора судостроительного НИИ 701 в качестве его главной должности (более важной, чем должность директора НИИ) была позиция заместителя главного конструктора 国家航母工程 - государственной авианосной программы (проекта). Выражение 国家工程 - это , как понимаю, что-то очень крутое и статусное, на уровне программы освоения космоса.

Вообще складывается впечатление, что "Ляонин" не стоит считать чисто учебно-испытательным кораблем, хотя такое впечатление усиленно пытались создать. В палубные летчики переводятся люди с налетом от 500 часов на истребителях четвертого поколения, т.е. уже подготовленные с точки зрения тактики, боевого применения и т.п. Причем назначение политкомиссаром шишки из кадровой службы означает, что у них есть, видимо, полномочия выдергивать лучших людей из всех других частей морской авиации, несмотря ни на какие вопли и стенания командования этих частей. Они хотят, видимо, как можно скорее создать боеспособную единицу.

Re: Извините, не в ту ветку ответил сначала

1. возможно, что так и есть. Сложно понять, когда они считают проект выполненным и соответственно закрытым.
П.С. скорее всего, у всех начальников морских НИИ, завязанных на авианосные программы, есть должность в "нагрузку" - зам.ГК по авн-проекту...
2. "Ляонин" - это испытательная платформа во всех отношениях и во всех сферах вокруг АВН и АУГ. Поэтому для них (китайцев) - это передний край ну или "новый вызов" как сейчас модно обзывать новую задачу. Соответственно, пилотов будут выдергивать лучших. Так было и так будет.

  • 1