?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 22100
bmpd
Татарстанский веб-ресурс "Бизнес.Online" 27 апреля 2015 года опубликовал интересный материал Тимура Латыпова "«После совещаний на Лубянке все поставщики подтвердили сроки…», посвященный деталям строительства на ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" в Зеленодольске серии пограничных сторожевых кораблей 1-го ранга проекта 22100 (шифр "Океан") для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.




Головной пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 "Полярная Звезда" (заводской номер 111) в достройке на ОАО Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Зеленодольск, апрель 2015 года (с) телеканал "Россия 1" (via BigLoM / airbase.ru )





«После совещаний на Лубянке все поставщики подтвердили сроки…»

27.04.2015

Два корабля для ФСБ за 17,2 млрд. от завода им. Горького: максимальное импортозамещение и небывалые «условия обитания»


В начале мая из Зеленодольска уйдет на испытания головной сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». А в минувшую пятницу завод им. Горького и ФСБ подписали контракт на строительство пары его серийных собратьев, которые будут бороздить арктические моря, где наращивают активность иностранные флоты. Наша газета выяснила детали проекта и раздобыла изображения помещений корабля: пограничников ожидает комфорт, почти как на круизных лайнерах.


СЕВЕРНЫЙ ПАТРУЛЬ

«Огромное спасибо ФСБ за такой заказ!» — поблагодарил спецслужбу на церемонии подписания госконтрактов генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов. Еще бы! По 8,6 млрд. рублей за корабль и в перспективе минимум пара аналогичных. «Это событие больше знаковое для нас, чем для вас, — парировал начальник службы управления материально-технического обеспечения ФСБ России Евгений Назаров и пояснил: — Наше ведомство впервые заказывает такие корабли».

Пограничные сторожевые корабли 1-го ранга проекта 22100 «Океан» предназначены для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ, которая ранее в этом классе довольствовалась только «переделками» сторожевиков ВМФ. Главные задачи «Океанов» в мирное время — охрана границы, участие в поисковых и спасательных операциях, обеспечение действий спецназа. Задача для «особого времени» — охрана пунктов базирования боевых кораблей. Район плавания неограниченный, но предполагается, что сторожевики будут действовать в северо-западной части Тихого океана, арктических и неарктических замерзающих морях России — «броня» позволяет крушить 80-сантиметровые ледовые перемычки между полыньями. Автономность плавания — до 60 суток

Вооружение — типично легкое для патрульного корабля: 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М и две морских тумбовых пулеметных установки «Жало». Есть вертолет Ка-27 и катера, которые можно спускать на воду и поднимать во время движения корабля. Сообщалось, что при необходимости «Океан» может быть дооснащен ударными комплексами со средствами целеуказания. «Вероятно «Ураны» (комплекс с противокорабельными крылатыми ракетами — прим. авт.) можно поставить, — поделился с «БИЗНЕС Online» соображениями научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. — Американцы ведь вооружали в 80-е годы часть своих больших кораблей береговой охраны «Гарпунами» (противокорабельный ракетный комплекс — прим. авт.)». «В принципе, на «Океане» можно найти место под пусковую установку и оборудование целеуказания, но установить его быстро не получится — все-таки это специальной постройки пограничник, а не вариант боевого корабля для ВМФ, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — И даже если бы и был такой модульный ракетный комплекс (допустим, «Уран»), то на первом встречном судоремзаводе такие работы просто так не выполнишь — надо резать надстройку, тянуть кабели и так далее. То есть довооружение выльется в почти полноценную модернизацию, а это недешево и трудозатратно, да и имеет ли глубокий смысл?»


«МЫ ПРОВЕЛИ СОВЕЩАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ЛУБЯНКЕ...»

Изначально проект предполагал массовое использование импортных комплектующих: двигатели и шлюпки немецкие, система внешнего пожаротушения — норвежская и так далее. Три года назад главный конструктор проектировавшего корабль санкт-петербургского АО «ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис отмечал, что, в отличие от прежних времен, когда были жесткие лимиты на использование зарубежных комплектующих, теперь есть возможность устанавливать оборудование любых западных фирм — лишь бы было надежным. Именно по этому принципу построена «Полярная звезда» — головной корабль проекта, заложенный в Зеленодольске 30 мая 2012 года и спущенный на воду 21 мая 2014-го.

Теперь международная обстановка заставила ФСБ вернуться к прежним взглядам. Как рассказал Мистахов, отныне на «Океаны» будут устанавливать только российское оборудование. По мнению Барабанова, поменять все за короткий срок невозможно, «так что, скорее всего, реально поменяют не так много». Примерно такого же мнения придерживается Глухов: «Алмаз» нашел аналоги западному оборудованию, которое подпало под санкции, его заменят отечественным и, по слухам, китайским. По времени большой-пребольшой вопрос, вряд ли можно уложиться в желаемые сроки».

Особое внимание — двигателям. По словам Мистахова, немецкие MTU заменят на продукцию ОАО «Коломенcкий завод». Насколько равноценная замена? «Как я понимаю, главная проблема коломенских дизелей для ряда типов кораблей — не столько их качество, сколько просто недостаточная мощность по сравнению с MTU», — отметил Барабанов. «Чисто по каким-то характеристикам коломенские машины даже неплохи, но MTU, конечно, получше будут — легче, экономичней, а главное — у них хорошая система управления, — считает Глухов. — Тут как бы и нет конкуренции — «Коломну» берут из-за отсутствия альтернативы».

«БИЗНЕС Online» предложил Лейкису внести ясность в этот вопрос. Он заверил, что на «Океане» почти не будет оборудования импортного производства: «Двигатель российский, по характеристикам сопоставим с немецким и сохраняет все изначально заложенные в проект характеристики — ничего не теряем. Заменили весь движительный комплекс, а также другое основное оборудование — электроэнергетику, системы подготовки воды, швартовки, спуска, подъема плавсредств и так далее». Лейкис отметил, что промышленность в связи со всем этим пришлось здорово напрячь, что оказалось делом непростым: «Но мы провели совещания, в том числе на Лубянке, и все поставщики и разработчики требуемого оборудования подтвердили готовность в установленные сроки его поставить. Убежден, что серийные корабли по качеству не будут отличаться от головного».

Лейкис подтвердил предположение, что все эти изменения повлияли на стоимость заказа — ранее в закупочных документах значились 7,8 млрд. рублей за корабль, то есть на 800 млн. меньше нынешней цены. Главный конструктор, упомянув инфляцию, констатировал: главным фактором удорожания стала необходимость подъема отечественного производства на должный уровень. Кстати, по словам Глухова, коломенский завод буквально завалили заказами: импортозамещение двигателей — проблема не только проекта 22100... Сместился и срок сдачи заказа — с 2018-го на 2019 год.


СЛУЖИТЬ С КОМФОРТОМ

А вот импортную бытовую технику, по словам конструктора, заменять не стали: «Плиты на камбузе остались — это линия техники, которая поставляется в рестораны круизных лайнеров. Происхождение подобного оборудования никоим образом не влияет на технические характеристики корабля, а только на удобство экипажа. И санкции на такие вещи никто не вводит. Кто будет вводить санкции на холодильник в каюте у командира?»

Лейкис не зря упомянул круизные лайнеры. Экипажам «Океанов» (41 человек на борту) обещаны исключительные бытовые условия, очень высокие по российским меркам стандарты размещения. Мебель впервые делается не стандартной, как обычно на флоте, а под каждый тип кают — на одного, двух, четырех человек (комплексное оборудование помещений выполняет питерское ООО «Арис»). Холодная и горячая вода подается круглосуточно. По словам Лейкиса, «Океан» вообще отличается продуманностью проектировки, создан по зональному принципу, разделен на пять функциональных зон, «чтобы люди не пересекались и не мешали друг другу»: «Например, зона управления корабля. Это ходовая рубка, под ней — серверная, ниже — каюта командира, на том же уровне — средства спецсвязи. За носовой переборкой машинного отделения — каюты, кают-компания, столовая, камбуз, варочный цех и 108 квадратных метров холодильно-провизионных кладовых. Далее — зона спецназа, который размещен в жилых каютах. Оттуда — выход на катера и в вертолетный ангар».

Словом, комфорт непривычный для военных моряков. «Например, тот же зеленодольский завод строил в 60-е малые противолодочные корабли проекта 204, на них долго жить в море было невозможно — объемы, например, офицерских кают были эдак вдвое меньше поездного купе, а про кубрики команды уже не говорю, — припомнил Глухов. — Далее, малые противолодочные корабли проекта 1124 от Зеленодольского ПКБ (строились с конца 60-х). Там получше — уже не бьешься головой в подволок, но все-таки не развернешься. Боевой корабль ВМФ — это прежде всего носитель оружия, а оно требует места. Отсюда и ограниченные возможности по созданию комфортных условий, хотя, конечно, корабелы стараются — уставший моряк может не нажать вовремя нужную кнопку, а это чревато невыполнением боевой задачи и просто погибелью». «Однако «Океан» все-таки не боевой корабль — нет такого насыщения боевыми системами, наверняка меньше требования к живучести, так что погранцы могут понаворачивать что хотят», — объяснил Барабанов. Но так в погранслужбе было не всегда: «Пограничники в советское время получали корабли, которые были или вариантами проектов для ВМФ, или спроектированны были по единым с ВМФ требованиям по обитаемости, с условиями, как ни крути, остававшимися спартанскими, — рассказал Глухов. — А вот уже в 90-е годы погранцы плюнули на эти единые с ВМФ требования и стали требовать от промышленности проектов с повышенными условиями комфорта. В Береговой охране в экипажах только контрактники, а это категория личного состава с повышенными требованиями к условиям службы. Вот поэтому ФСБ, не считая денег и игнорируя устаревшие стандарты, настоятельно требует от проектантов прямо-таки сверхкомфорта. «Океан» — яркий тому пример, а на следующих проектах от «Алмаза», например 23500, комфорт будет еще круче, действительно как на круизных лайнерах».

Как полагают эксперты, стремление пограничников к комфорту может стать заразительным. «Надежда на достойные бытовые условия для моряков нашего ВМФ, конечно, есть — флотоводцы на это обращают внимание, — отметил Глухов. — Правда, получается это у них не очень, но тем не менее...» «В ВМФ с условиями обитаемости раньше было кисло, но сейчас все может измениться, особенно после того, как с «Мистралем» познакомились», — надеется Барабанов. Хотя, как рассказал Глухов, на иностранных флотах, как ни странно, бытовые условия тоже довольно спартанские, «но никто не ропщет — служба хорошо оплачивается, и в порту на борту никто не держит».


«ПОЛЯРНАЯ» СПЕЦОПЕРАЦИЯ

Как сообщил Лейкис, «Полярная звезда» уйдет на испытания уже в начале мая. Ранее он говорил о том, что сам переход в Кронштадт станет настоящей операцией: «Таких больших кораблей здесь еще не строили (водоизмещение — 3200 т — прим. авт.). Мы разработали целую систему понтонов, которую «навесим» на корабль. Проводка по внутренним водным путям будет сложной операцией».

«Корабль очень нужен пограничникам, они давно его ждут, — подчеркнул на церемонии Назаров. — Он будет выполнять задачи в арктическом регионе, а вы сами понимаете, какая оперативная обстановка там складывается». Упомянув перспективы по добыче полезных ископаемых, активное противодействие иностранных спецслужб, не очень дружественную политику государств арктического региона, начальник управления ФСБ указал на высокие интеллектуальные силы завода и выразил надежду, что заказ будет выполнен в срок.


Тимур Латыпов

ship_1-9

Ходовая рубка корабля проекта 22100 (с) www.business-gazeta.ru



ship-1-14

Конференц-зал корабля проекта 22100 (с) www.business-gazeta.ru



ship-1-19

Каюта командира корабля проекта 22100 (с) www.business-gazeta.ru



ship-2-13

Одноместная каюта на корабле проекта 22100 (с) www.business-gazeta.ru



ship-2-11

Компоновка одноместной каюты на корабле проекта 22100 (вид сверху) (с) www.business-gazeta.ru



ship-2-24

Двухместная каюта на корабле проекта 22100 (вид сверху) (с) www.business-gazeta.ru



ship-4-36

Четырехместная каюта на корабле проекта 22100 (вид сверху) (с) www.business-gazeta.ru



ship-1-25

Гальюн имеется в каждой каюте на корабле проекта 22100 (вид сверху) (с) www.business-gazeta.ru



ship-4-9

Бассейн на корабле проекта 22100 (с) www.business-gazeta.ru



ship-4-11

Сауна на корабле проекта 22100 (с) www.business-gazeta.ru


  • 1
Стиральная машина в каждом гальюне в каждой каюте?
Я так понимаю команде надо сначала будет этот круиз оплатить..

Да ладно, эти стиралки сейчас стоят копейки по отношению к прочим наворотам даже интерьерным

Edited at 2015-04-27 12:26 pm (UTC)

Дык и я о чем, - стиралки вообще тут как Куп де гра- к прочим интерьерным наворотам сторожевого корабля..
На пассажире типа Ольга Садовская таких наворотов нет- а тут типа што- сторожевик или Поезд Ким чен Ира

Кстати, нужна не только стиралка, но и сушилка. Иначе белье будут сушить в коридорах.

А смысл? Сколько раз в каюте за день будут стирать? Гораздо проще и выгодней поставить четыре-шесть машин на всех, которые не будут простаивать.

  • 1