?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Малый морской танкер "Истра"
bmpd
В составе Черноморского флота ВМФ России продолжает находиться, вероятно, последнее трофейное и репарационное судно из числа полученных СССР по окончании Второй мировой войны - малый морской танкер "Истра" германской постройки.

"Истра" - бывший малый военный танкер германского флота Т 13 Else. Танкер был заложен в 1939 году на судостроительной верфи D.W. Kremer Sohn. (строительный номер 854) в Эльмсхорне (Германия) и вошел в состав германского флота 25 июля 1941 года под названием Т 13 Else. Теплоход имел водоизмещение 1200 т (638 брт), грузоподъемность 973 т, длину 61 м, ширину 9,04 м и осадку 2,75 м. Два дизеля MWM-DM общей мощностью 900 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла. Экипаж 20 человек. Танкер был предназначен для перевозки топлива и заправки военных судов. В мае 1945 года Else перешел под британский контроль и некоторое время эксплуатировался под британским флагом под названием Empire Tigina. 20 июня 1946 года в счет репараций с Германии передан Советскому Союзу. В 1946 году судно с Балтики было переведено в главную базу Черноморского флота Севастополь и вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Эльза». В 1948 году переименован в «Истра».


Оригинал взят у коллеги eagle_rost в Малый морской танкер ЧФ "Истра"

Мы как то забываем, что Флот это не только океанские боевые корабли и вспомогательные суда, но еще и такие трудяги как вот этот малый морской танкер "Истра". Кое что шурша по Интернету я нашел несколько исторических материалов о нем, покопавшись в своих фотографиях моего визита в Севастополь в прошлом году, нашел и его фото. Надеюсь это будет интересно, тем более что и сам кораблик этот весьма нестандартной судьбы.


Istra




Малый морской танкер "Истра" построен в Гамбурге (Германия) и спущен на воду в 1942 году, носил имя «Эльза» и был предназначен, по одной из версий, для перевозки элитных вин.

В Великую Отечественную войну использовался немцами для перевозки топлива и заправки военных судов.

После победы над гитлеровцами корабль по репарации был передан (в качестве трофея) СССР. В 1946 году судно с Балтики было переведено в главную базу Черноморского флота Севастополь, предназначалось для перевозки нефтепродуктов. До 1948 года танкер продолжал носить имя "Эльза". В 1948 году по приказу Главнокомандующего Военно-морскими силами судну было дано новое имя - "Истра".

С 1947 по 1964 год танкер перевозил бензин и технические масла для кораблей и судов ЧФ с дизельными установками. После ввода в состав флота авианесущих кораблей "Истра" использовалась для их заправки авиационным топливом - керосином.

За время службы танкер неоднократно совершал походы по Азовскому, Черному и Средиземному морям с заходами в порты: Александрия (Египет), Сплит (Хорватия), Варна (Болгария), Дуррес (Албания) и другие.

В 1957-1958 годах судно обеспечивало топливом наши боевые корабли и подводные лодки в албанском порту Дуррес в период оказания интернациональной помощи Народной Республике Албания.

В 1992 году "Истра" участвовала в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.

В 2000 году матрос танкера Георгий Лезговко, решив узнать историю имени своего судна, написал письмо в администрацию Истринского района. В 2001 году весь состав танкера был приглашен на празднование Дня города Истра. Потом состоялся ответный визит и... вот уже 8 лет истринцы могут с гордостью говорить, что у нас есть "свой" танкер!

Сейчас ММТ "Истра" входит в состав 205-го отряда судов обеспечения ЧФ.

Несмотря на свой «почтенный» возраст, танкер до сих пор одно из лучших судов отряда и наиболее эксплуатируемое на Черноморском флоте. Танкер «Истра» ежедневно перевозит дизельное топливо, пять видов специальных высококачественных масел и заправляет военные корабли. Причем касаемо масел судно является единственным плавсредством, способным выполнять такую задачу.

Большую ценность представляет то, что у корабля танки эмалированы и совсем не ржавеют.

По материалам flot.sevastopol.info





2


3


4


5

  • 1
Причем касаемо масел судно является единственным плавсредством, способным выполнять такую задачу.

Большую ценность представляет то, что у корабля танки эмалированы и совсем не ржавеют.


Афигеть!..

все вопросы к flot.sevastopol.info

Буквально сегодня узнал с удивлением что наш "Трал" Пр.3 у северокорейцев до сих пор на ходу и в составе флота вполне себе боевой единицей. Умели-же делать раньше. :)

Edited at 2015-04-20 08:28 pm (UTC)

У них и МиГ-17 до сих пор в строю вполне себе боевой единицей...

(Deleted comment)
Спасательный катамаран Комунна служит уже больше 100 лет.

Эмалированные танки -- судно, похоже, действительно для вина предназначалось.

Ну нержавейка тогда была дорогая

А эмалировка дешевле и технологичнее (тогда)
Другой вопрос как за 70 лет эмаль то не сбили и вообще


никого уже не удивляет , что водоводы Кёнигсберга до сих пор функционируют без ремонта , сталь в те поры делали по другому , нежели сейчас и вылеживали после выплавки лет 12 - такая технология была - и да , она получается прочной и сверх устойчивой (но ржавеет всё). В 70х во всем мире изменили технологию с целью выпуска более текучей стали других качеств , что позволило облегчить вес пустого судна и сократить его долговечность, ввиду часто меняющихся правил ИМО по постройке судов .
Лакирование поверхности танков - было наверное оч затратным - сейчас поверхности трюмов покрывают эпоксидной краской - зачастую неправильно и по этому ржавеет всё и полюбому.
Интересно таки узнать состав эмали , если с 1942 года слой не вымылся ( хотя должен )

Дело не в технологии и не во времени.
Дело в том, что и Кенигсберг и "Эльзу" строили немцы. Вот и все.

В составе ЧФ есть также рейдовый барказ "РБК-76"

Немецкий трофейный рейдовый катер 1942 года постройки. 29.08.1944 г. захвачен в качестве трофея, с 29.09.1944 г . - в составе Черноморского флота. На настоящий момент является одним из двух действующих плавсредств ЧФ (наряду с танкером "Истра"), участвовавшим в ВМВ на стороне противника.

В настоящее время входит в состав группы судов обеспечения 280-й щитовой станции Черноморского флота, базируется на Стрелецкую бухту Севастополя.

А ещё в Южной бухте Севастополя можно увидеть корпус ПКЗ-14, она же яхта "Ангара", она же плавбаза подводных лодок "Авизо Хэла" ("Aviso Hela").

Это не единственное репарационное судно

Есть еще штабная яхта Дёница.
Нашел ссылку на фото:http://www.fotovalkirumodelism.com/pictures/c389/f1.jpg

Re: Это не единственное репарационное судно

Она давно уже списана

Хуле. Россиия главное, что у губернаторов жоповозы подороже будут а Ванька матросик перебьется. Тьфу

  • 1