?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Военному экспорту Франции грозит черный год
bmpd
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко выступил в качестве комментатора в опубликованном веб-ресурсом «Лента.ру» материале Ильи Крамника «От «Рафаля» до «Мистраля». Военному экспорту Франции грозит черный год».


detail_a38437ef80fea3fba6a0294d4a3a59f8

Истребитель Dassault Rafale В ВВС Франции (с) Pascal Rossignol / Reuters



От «Рафаля» до «Мистраля»

Военному экспорту Франции грозит черный год



Самый крупный оружейный контракт Франции под угрозой: индийское руководство угрожает отказом от закупки истребителей Rafale ввиду завышенной цены этих самолетов. С другой стороны, «подвешенный» контракт с Россией на поставку кораблей типа «Мистраль» грозит Парижу, помимо потери доходов, ударом по репутации. «Лента.ру» разбиралась в ситуации с помощью военного эксперта, заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константина Макиенко.

Насколько велик риск срыва контракта на Rafale?

Сообщения, что у французской стороны могут возникнуть проблемы при заключении контракта на поставку истребителей Rafale, объявленных в 2012 году победителями индийского тендера MMRCA, появились довольно скоро: цена истребителей была явно выше определенного условиями тендера потолка в 10 миллиардов за 126 машин, а условия сделки, на которые были готовы французы, серьезно отличались от тех, с чем могла согласиться индийская сторона.

«Срыв маловероятен, но возможен, — полагает Константин Макиенко. — В пользу французов работает индийская бюрократия — запущенный процесс отменить трудно, но сделка в любом случае очень сложная и затратная как по ресурсам, так и по времени», — отмечает эксперт.

«Можно выделить несколько основных трудностей, серьезно тормозящих проект, — продолжает Константин Макиенко. — Во-первых, это требования Индии по трансферу технологий и изменению технического облика машины, в том числе, не исключено, с использованием оборудования индийского производства. Во-вторых, сложности с самим Dassault: французская фирма — крайне неуступчивый, даже, наверное, высокомерный партнер, что уже создало им немало проблем. Они проиграли южнокорейский и сингапурский тендеры — здесь, правда, сыграло роль и американское давление. Но бразильский контракт и почти подписанную сделку с Марокко они упустили исключительно по своей вине, равно как сами же не сумели воспользоваться обстановкой в Алжире, сложившейся после отказа этой страны от российских МиГ-29СМТ. В итоге французы продали 24 машины в Египет, где ожидается скорое подписание контракта, но Египет не предъявляет и малой доли требований, на которых настаивает Индия. Там не играет роли ни технический облик, ни трансфер технологий, ни офсетные программы (программы реинвестирования части полученного от экспорта дохода в экономику страны-импортера — прим. «Ленты.ру») : просто закупают 24 истребителя, вдобавок за чужие деньги (финансовую поддержку перевооружения ВС Египта сегодня обеспечивает Саудовская Аравия — прим. «Ленты.ру»).

В-третьих, достаточно сложно согласовать цену. Индийцы — очень жесткие переговорщики, продавливающие продавца на понижение цены, Dassault, в свою очередь, не склонна поддаваться, а время идет, и цены растут.

Дополнительные сложности возникли из-за того, что сделка попала под индийский электоральный цикл. Предыдущее правительство под конец своего срока не было склонно форсировать решение, а после победы на выборах «Бхаратия Джаната парти» (БДП) все пришлось начинать, по сути, с нуля — новым руководителям требуется время, чтобы просто войти в тему. Наконец, есть ощутимая разница в подходах ВВС Индии и индийской же промышленности: если ВВС заинтересованы в новом самолете, то индийский авиапроизводитель, компания HAL, комфортно чувствует себя в "Суховской"/"Иркутской" технологической среде, к которой она привыкла с освоением производства Су-30МКИ и постепенной их локализацией. Смена этой среды не будет легкой».

Каковы возможные альтернативы?

Индийская Business Standard, вбросившая очередную порцию информации о готовности Индии отказаться от французских истребителей аккурат к началу стартующего 18 февраля авиасалона в Бангалоре, назвала следующие альтернативные решения: увеличение объема заказа на российские истребители Су-30МКИ корпорации «Иркут» (Индия заказала 272 эти машины, сборка из российских машинокомплектов должна завершиться к 2018 году), расширение закупок собственного индийского истребителя HAL Tejas (первый передан ВВС 17 января 2015-го) и интенсификация работ по совместному с Россией проекту Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), в рамках которого на основе российского истребителя Т-50 КБ Сухого разрабатывается истребитель пятого поколения. Первоначально участвовавший в конкурсе истребитель МиГ-35, по имеющимся данным, не рассматривается.

«Ключевым элементом альтернативного решения должна стать отмена собственно тендера MMRCA, за последние 10 с лишним лет утратившего всякий военный и технологический смысл, — полагает Константин Макиенко. — Все начиналось в 2000 году с идеи закупить 126 истребителей на замену уходящим МиГ-21, и в качестве единственного претендента рассматривался Mirage-2000, отлично зарекомендовавший себя в Каргильском конфликте 1999 года. Во всяком случае, технические требования ВВС писались именно под эту машину. К середине 2000-х индийцы, не без влияния США, решили организовать конкурс и изменили условия, убрав ограничение максимального взлетного веса в 20 тонн, чтобы дать возможность поучаствовать в отборе самолету F/A-18E/F Super Hornet. К этому моменту французы ликвидировали сборочную линию самолетов Mirage-2000 и его в качестве претендента на индийский заказ сменил Rafale.

Так родился тендер, число участников которого быстро выросло: свои машины предложили и другие европейские производители: EADS с "Тайфуном" и SAAB с "Грипеном". Наши выдвинули последнюю разработку на платформе МиГ-29, сначала как МиГ-29ОВТ, затем под индексом МиГ-35. США добавили к F/A-18 еще и F-16. С таким набором решение не могло быть быстрым».

«На данный момент ситуация сложилась не лучшим для ВВС Индии образом, — добавляет Макиенко. — Даже если контракт на поставку Rafale будет заключен, то это грозит Индии огромными расходами — около 20 миллиардов долларов, а возможно, и больше, при этом парк окажется морально устаревшим. В 2015 году выбирать платформу четвертого поколения можно лишь в качестве промежуточного решения. Долгосрочным вариантом должна быть лишь платформа пятого поколения.

Даже если контракт сейчас подпишут, первые машины ВВС Индии получат в 2017 году, а самолеты собственно индийской сборки будут переданы в ВВС не раньше 2020-2021 годов. По условиям тендера производитель предоставляет Индии 18 самолетов, остальные собираются на месте с постепенным ростом локализации. Значит, программа завершится не ранее 2028 года при самом оптимистичном развитии событий. К этому времени возраст платформы превысит 40 лет (первый полет Rafale состоялся в 1986-м). А Китай будет активно переоснащать свои ВВС самолетами пятого поколения, прежде всего — типа J-31, заодно перевооружая ими же ВВС Пакистана».

«Здесь возможен бинарный вариант, — отмечает Макиенко. — В первую очередь Индии надо закрыть "окно", чтобы не допустить проседания численности ВВС. Они могут это сделать увеличением объемов закупки Су-30МКИ на 60-70 машин, закупкой на МиГе дополнительного числа самолетов МиГ-29 в модификации UPG, но не модернизированных старых, а именно самолетов новой постройки, а также приобретением партии подержанных Mirage-2000, например в ОАЭ. Это позволит решить проблему "здесь и сейчас", затратив около 10 миллиардов долларов.

На перспективу же Индии необходимо помимо активизации FGFA вплотную заняться проектом легкого/среднего истребителя пятого поколения (AMCA), возможно, сделав его международным. Это очевидный шанс и для нашей Объединенной авиастроительной корпорации: Россия может предложить Индии совместную программу, особенно с учетом, что и наши ВВС нуждаются в подобной машине. Причем возможны дополнительные стимулирующие аргументы — например, выступить Индии в роли системного интегратора, что даст местной промышленности дополнительный и очень важный опыт».

Насколько связана проблема Rafale с поведением Франции в вопросе передачи России кораблей типа Мистраль?
Некоторые СМИ, прежде всего отечественные, быстро увязали эти два вопроса, придя к выводу, что срыв контракта на поставку оплаченных и построенных кораблей для ВМФ России может повлиять на решение Индии относительно выбора перспективного самолета для своих ВВС. Константин Макиенко с этим не согласен: «Не думаю, что здесь стоит искать связь, — отметил эксперт. — Индийцы достаточно индифферентно относятся к этой проблеме».


***
«Лента.ру»: Комментируя ситуацию, вынесенную в заголовок и в последний раздел данной заметки, можно, однако, сказать следующее. Независимо от того, насколько ситуация с «Мистралями» влияет на решения руководства Минобороны и правительства Индии, само совпадение двух подобных эпизодов может оказать серьезное негативное воздействие как на общественное мнение, так и на экспертное сообщество и лиц, принимающих решение. В подобных вопросах заказчики, готовые расстаться с крупными средствами, прежде всего стремятся к минимизации рисков — а безрисковыми покупки оружия у Франции и других стран ЕС сегодня не назовешь, особенно для тех, кто имеет или может потенциально иметь проблемы в отношениях с ЕС и НАТО. Хотя Франция в течение десятилетий была едва ли не единственным регулярным западным поставщиком для «проблемных» стран, к которым предъявлялись претензии по части как внутренней, так и внешней политики. На этом поле она прямо конкурировала с СССР и сегодня продолжает конкурировать с Россией.

Насколько это скажется на объемах военного экспорта Франции в дальнейшем, можно лишь предполагать.


Илья Крамник

  • 1
Это вы так хотите просто или аргументы есть?))
Всегда нравилась такая детская уверенность)
Вот не грозит и все тут..))

Срыв маловероятен

Как же! В плане закупок для собственных ВВС до 2020 г. французы предусмотрели возможность срыва индийского заказа, чтобы не было того "опса" и срочной закупки "рафалей" для своих ВВС после срыва контракта с ОАЕ.

-Насколько это скажется на объемах военного экспорта Франции в дальнейшем, можно лишь предполагать.-

Крамниковская дежурная пурга в стиле - лето не зима-.

да, да - ты специалист по пурге, это все тут знают...

Вроде Рафали вообще пока не продавали на экспорт. И только сейчас их Египет покупает.
Так что как тут может быть ухудшение? Когда и до этого был ноль продаж по Рафалям.

С Мистралями - тем более непонятно в чем проблема. Наши уже подали в суд и выиграли неустойку? Хоть в суд-то подали?

А содержание Мистралей, которое пока лежит на Франции - это копейки и все такие расходы более чем покрываются прибылью от контракта.

То, что Франция потеряла возможные контракты в РФ - так при нынешней ситуации от оборонных контрактов для РФ и так все отказываются. Сами.
И Рейнметалл, и Аления, и Эйрбас. Глава Сименса прямо заявил - для нас экономика никогда не будет важнее политики в таких ситуациях.

зависть.
французская пресса захлебывается от радости по первому экспортному контракту на Рафали и что Сент Назерские верфи перегружены заказами...
а тут некоторые по своему анализируют

Мне лично интересно то, что Францию так упрекают, как будто это очень внове для неё, а не является французской национальной традицией. В 1936-ом Франция отказалась поставить Испании оружие, деньги за которое были уже переведены. Годом ранее, за несколько месяцев до до нападения Италии на Абиссинию, Франция не позволила вывезти из порта Джибути уже оплаченное абиссинцами вооружение. Это навскидку вспоминается, цитировалось несколькими авторами, а если поискать? :)

непоставка Аргентине оставшихся СуперЭнтандаров и Экзосетов, а также отказ приведения в боеспособное состояние уже переданные единицы во время Фолколклендского (Мальвинского) конфликта.

Учитывая относительновысокую эффективность использования всеже приведенных в боеготовность ракет -- 5 пусков, утоплен эсминец Шеффилд и вертолетоносец (переделанный из контенеровозца, "недо Мистраль" тех лет :) ) + повреждение еще одного эсминца экзосетами наземного базирования (2 пуска, одно попадание) то передача ракет и носителей в полном объеме могла вполне изменить результат конфликта.

МиГ-29 в модификации UPG, но не модернизированных старых, а именно самолетов новой постройки...
МиГ-29UPG это старые "худые" -29 с накладными баками. Такое решение имеет смысл только как модернизация, никто не будет восстанавливать производство старой платформы. Зачем, что за глупость. Если только комбинацию "унифицированного" планера МиГ-29К/М и борта UPG. Но проще всего сделать сухопутную версию МиГ-29К, который у индийцев есть, и видимо их устраивает. Условно говоря, МиГ-29L (Land), по аналогии с ранним маркетинговым предложением сухопутного варианта F/A-18L для инозаказчиков.


а чем 9-61 не сухопутная версия 9-41?
и в 9-41 индусов не устраивает рлс, но для палубника сойдёт.

Edited at 2015-02-17 09:04 pm (UTC)

"Франция в течение десятилетий была едва ли не единственным регулярным западным поставщиком для «проблемных» стран, к которым предъявлялись претензии по части как внутренней, так и внешней политики. "

Франция во время Фолклендской войны под давление Бритов отказалась поставлять Экзосеты Аргентине.

Когда началась война, а до и после войны поставляли.

Не очень повезло им )

Угумсь. Все так плохо так плохо, что после приезда Путина в Египет, тот спешно заключил контракт на поставку Rafal.)))

Зачем, спрашивается писать статьи для внутреннего потребления ватой? Вате достаточно и более простых и коротки текстов. Даже карикатур будет достаточно, что вата продолжала себя считать спецами по геополитике.)))

пшел нахуй со своей политотой...

Кроме французских верфей, Алении, Рейнметалл + Рено + МТУ+ аэрокосмическая корпорация Южной Кореи

Вот как-то насрать какой там году будет у Франции. Гораздо более интересно, какой год у будет у нас!

  • 1