bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Несколько слов о ракетном комплексе «Курьер»

Оригинал взят у коллеги autocatalogue в Несколько слов о ракетном комплексе «Курьер»

autocatalogue: С разрешения Данкомма делаю полный перепост


Несколько слов о ракетном комплексе «Курьер»

РК "Курьер" - уникальный, многоликий и недооценённый. Подобно комплексу Тополь-М, который  существует в двух вариантах базирования – шахтном и мобильном, Курьер имел пять реинкарнаций, которые разрабатывались одновременно! Именно это  до сих пор не даёт правильно воспроизвести внешний вид этого комплекса. Ещё не пришло время рассказать о нём самом, но кое-что можно сказать о вопросе, который интересует многих – о возможности его размещения в «гражданских» автомобилях.

Данная идея была заложена в РК изначально, ещё на этапе аванпроекта. На этапе эскизного проектирования данная идея была обоснована и развита и от неё не отказывались никогда, вплоть до окончания работ по комплексу. Нерешаемых технических проблем с реализацией данного варианта не было.

В рамках работ по «Курьеру» была проведена большая исследовательская работа по выбору, обкатке агрегатов РК «гражданского» вида и адаптации их к требованиям нового ракетного комплекса.

Базовым автомобилем «Курьера» был выбран МАЗ-6422. Ракета с оборудованием должна была размещаться  в полуприцепе МАЗ-9389. Вот он, наш герой –

Это именно тот агрегат, который проходил испытания. Единственное, что подправлено в фотографии – убран его номер

Полевые работы проводились рабочей группой, назначенной решением МВК, в которую входили представители пяти в/ч и п/я.

Обкатка началась рекогносцировкой, проходившей с 4 по 6 сентября 1984 года.

Лабораторно-дорожные испытания по применимости данных шасси для РК «Курьер» проводились с 11 по 28 сентября 1984 года в в/ч 63539 (Бронницы, Московской области).


Испытания на стенде боковой устойчивости СО-100


Пробеговые испытания начались 28 сентября и продолжались до 19 октября 1984 на территории Гомельской области по маршрутам, включающим участки дорог различных категорий, путепроводы, мосты и другие сооружения. Исследовалось  движение в реальном автомобильном потоке скрытой колонны агрегатов, обеспечение охраны и обороны.
Испытания проводились на трёх базовых маршрутах.

Первый маршрут располагался на трассе Ленинград-Киев-Одесса с мостами через реки Уть и Терюха. Второй маршрут располагался на участке шоссе Минск-Гомель. Третий маршрут находился на трассе «Брянск-Гомель-Кобрин» и прилежащих к ней дорогах. Дороги обслуживались ДРСУ и ДЭУ. Особо следует выделить ДРСУ-54 г. Гомель, много сделавшего для проведения успешных испытаний.


В процессе испытаний отрабатывалось функционирование комплекса в различных условиях эксплуатации агрегатов, в том числе при возникновении аварийных ситуаций. Агрегаты нового РК во время проведения испытаний располагались на площадке в/ч 52909 в лесном массиве вблизи шоссе.

По результатам проведённых исследований было разработано множество предложений по модификации боевых и обеспечивающих агрегатов, принимавших участие в испытаниях.


И ещё несколько слов о работах по созданию АПУ на базе специальных шасси. Это было отдельное направление работ. Те шасси, которые были впервые показаны в книге "Секретные автомобили СССР" – это, действительно, шасси, планируемые для Курьера. Однако эволюция РК Курьер в этом варианте шла довольно замысловато.

В отличие от распространённого мнения, что вначале для комплекса было задано трёхосное шасси, затем из-за технических проблем перешли к четырёхосному, а позже из-за тех же проблем – к пятиосному, развитие шло совершенно  по-другому.

На самом деле в самом начале разработки, в эскизном проекте 1984 года для этого варианта базирования (одного из многих), было задано создание АПУ на базе шестиосного шасси 7916. Затем, в январе 1985 года выходит первое дополнение к эскизному проекту, в котором предлагается новое пятиосное специальное шасси без индекса (прототипа). Через четыре месяца выходит второе дополнение к ЭП, в котором предлагается уже два варианта АПУ на специальных шасси - трёхосное шасси без прототипа и четырёхосное шасси 7908.

В результате длительного процесса по формированию облика, часть которого была описана в книге Ряжских, на совещании 29 апреля 1986 г было принято решение о создании АПУ 15У160 на базе четырёхосного шасси. Во исполнение этого решения ПО "БелАвтоМАЗ" были разработаны и изготовлены 4 опытных образца шасси 7909 и проведены их предварительные испытания. Три шасси были поставлены на ПО Баррикады для изготовления АПУ 15У160, с которыми начаты работы по монтажу спецоборудования. Однако, созданная АПУ не удовлетворяла ряду требований ТТТ МО и некоторым положениям принятого Договора  РСМД.

В связи с этим на Совете Главных конструкторов 7 января 1988г  было принято окончательное решение о создании АПУ 15У160М на базе пятиосного шасси 7929.


(c) Dancomm

Оригинал тут: http://www.dancomm.ru/news/neskolko_slov_o_raketnom_komplekse_kurer/2015-02-07-115
Tags: СССР, автомобили, ракеты, стратегическое вооружение, ядерное оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments