bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Некоторые подробности об экспорте и импорте воздушых судов в России

В декабрьском бюллетене Счетной палаты России за 2014 год опубликован «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности таможенного контроля и администрирования таможенных платежей в целях обеспечения полноты и своевременности поступления доходов в федеральный бюджет, эффективности льгот по таможенным платежам в отношении воздушных судов, запасных частей и агрегатов к ним, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) в 2013 году и истекшем периоде 2014 года (при необходимости в более ранний период)», в котором приводятся некоторые интересные сведения о ситуации с ввозом в Россию и экспортом из нее гражданских воздушных судов, а также их эксплуатацией.




Пассажирский самолет Ту-204-300 из состава СЛО "Россия" (бортовой номер RA-64058, серийный  номер 1450744164058), 11.10.2014 / Сергей Полунин / russianplanes.net

В Отчете, в частности, отмечается следующее:





При присоединении 22 августа 2012 года Российской Федерации к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) были приняты обязательства по снижению уровня тарифной защиты в отношении воздушных судов, которые относятся к чувствительным для российского авиастроения товарам.
В связи с этим при выработке договоренностей по кодам позиции 8802 таможенного тарифа, то есть тем, которые относятся к чувствительным для российского авиастроения, для Российской Федерации был предусмотрен максимальный размер ставки ввозной таможенной пошлины в 20 % (Schedule CLXV - The Russian Federation). Согласно принятым обязательствам Россия должна была поэтапно снижать ставку для самолетов с массой пустого снаряженного аппарата свыше 15 тонн, соответственно:
- до 7,5 % для широкофюзеляжных самолетов к 2016 году;
- до 12,5 % для остальных самолетов к 2019 году.
Данное обязательство Таможенным союзом соблюдается, и Евразийская экономическая комиссия проводит ежегодное снижение ставок ввозных таможенных пошлин по принятому в результате договоренностей графику по подсубпозициям единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
Вместе с тем, как показала проверка, уровень таможенных пошлин на ввозимые иностранные самолеты (импорт) устанавливался решениями ЕЭК ниже уровня, предусмотренного принятыми на себя обязательствами Российской Федерацией при вступлении в ВТО. При этом на ряд типов иностранных самолетов обнулены ставки ввозных таможенных пошлин.

[...]
Следует отметить, что общее количество ввезенных для эксплуатации гражданских пассажирских самолетов за 2012 год составило 145 штук стоимостью 109709,5 млн. рублей (35 - импортированы, 108 - оформлены во временный ввоз, 2 - ввезены по процедуре переработки), за 2013 год - 210 штук стоимостью 138242,9 млн. рублей (87 - импортированы, 122 - оформлены во временный ввоз, 1 - ввезен по процедуре переработки), за I полугодие 2014 года - 146 штук стоимостью 169827,2 млн. рублей (58 - импортированы, 88 - оформлены во временный ввоз).
Таможенные платежи, уплаченные в доходную часть федерального бюд-жета при перемещении воздушных судов через таможенную границу Рос-сийской Федерации (Таможенного союза), составили в 2013 году 8931 млн. рублей, что на 56 % ниже показателя 2012 года. При этом за I полугодие 2014 года таможенные платежи составили 2755,1 млн. рублей (17,3 % от показателя 2012 года).
Как показал анализ оформления ввозимых для внутреннего пользования (импорт) гражданских пассажирских самолетов, объем дополнитель-ных поступлений в федеральный бюджет от уплаты ввозных пошлин в случае установления их в размере максимальной ставки, предусмотренной обязательствами Российской Федерации при вступлении в ВТО, мог составить в 2012 году 586520,7 тыс. рублей, в 2013 году - 1404336,4 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 971604,7 тыс. рублей (расчетно).
Основными моделями ввезенных самолетов по указанным выше ставкам являются «CESSNA GRAND CARAVAN» (код ТН ВЭД ТС 8802300002) (максимальное количество посадочных мест - 11 человек) и «Л410 УВП-E20» (код ТН ВЭД ТС 8802300002) (максимальное количество посадочных мест - 19 человек).
Ставки таможенных пошлин при экспорте проверяемой категории то-варов не установлены.

В 2012-2013 годах и I полугодии 2014 года экспортировано 59 гражданских пассажирских самолетов (включая самолеты грузоподъемностью до 2 тонн), в том числе отечественного производства - 27 самолетов.

[...]
С 16 февраля 2014 года также осуществляется полное условное освобождение гражданских пассажирских самолетов с массой пустого снаря-женного аппарата более 120000 кг (код 8802400091 ТН ВЭД ТС) на срок их временного ввоза (решение Совета ЕЭК от 13 декабря 2013 года № 101, пункт 32 Перечня). При этом не обеспечен достаточный уровень тарифной защиты совре-менных отечественных самолетов Ту-204-100/Ту-204СМ и других.

[...]
Как показала проверка, значительное количество временно ввезен-ных воздушных гражданских пассажирских судов оформлено по контрак-там, заключенным российскими лицами с лицами, зарегистрированными в офшорах.
Количество временно ввезенных в Российскую Федерацию воздушных гражданских пассажирских судов по контрактам, заключенным россий-скими юридическими лицами с организациями, зарегистрированными в офшорах, в 2012 году составило 83 самолета на сумму 72932,5 млн. рублей, или 76,8 % от всего количества ввезенных самолетов, в 2013 году - 87 само-летов (71,3 %), в I полугодии 2014 года - 88 воздушных гражданских пассажирских судов общей стоимостью 143905,5 млн. рублей, из них по офшорным контрактам - 73 самолета (82,9 процента). и странах, имеющих низкие налоги по сравнению с налогами, введенными в Российской Федерации.
Проверки, проведенные с апреля по июнь 2014 года в Домодедовской и Шереметьевской таможнях, показали, что система управления рисками в отношении поставок рассматриваемых товаров, осуществляемых контрагентами, зарегистрированными в офшорных зонах, не срабатывала и соответствующие формы таможенного контроля не применялись.
[...]
На 11 августа 2014 года в российских авиапредприятиях, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, в эксплуатации находилось 1337 самолетов, из которых:
- 837 единиц иностранного производства (из них 578 единиц зарегист-рированы в реестре Бермудских островов, 142 единицы - в Государствен-ном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, 116 единиц - в реестре Ирландии, 1 единица - в реестре Швейцарии);
- 500 единиц отечественного производства (из них 499 единиц зареги-стрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, 1 единица - в реестре Республики Беларусь).

Проверки в Домодедовской и Шереметьевской таможнях свидетельствуют о фактах систематического ввоза бывших в употреблении воз-душных судов.
Например, в 2012 году в Домодедовской таможне оформлялись воздуш-ные суда, средний возраст которых составил 13 лет, в 2013 году средний возраст оформленных воздушных судов также составлял 13 лет, в 2014 году средний возраст оформленных воздушных судов составлял 16 лет.
Средний возраст оформленных в Шереметьевской таможне воздушных судов в 2012 году составил 9 лет, в 2013 году - 7,7 года, в 2014 году - 7,6 года.
Вместе с тем таможенный контроль не затрагивает проверку сроков эксплуатации и даты выпуска воздушных судов, поскольку данные крите-рии в качестве защитных мер, а также условий при освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в Таможенном союзе на момент проведения контрольного мероприятия не установлены.

Снижение уровня тарифной защиты внутреннего рынка гражданских пассажирских самолетов сопровождается усиленной государственной под-держкой в США, ЕС, Канаде и других государствах, где с 2009 года проводится политика применения «нулевых» процентных ставок для экспорта своих самолетов. Введение льготного таможенного режима «временный ввоз» (нулевая ввозная пошлина и отсутствие НДС) предопределило при-оритет лизинга самолетов у иностранных лизинговых компаний.
Указанные обстоятельства не позволяют обеспечить приемлемую ставку лизингового платежа для самолетов отечественного производства на внутреннем рынке в отличие от иностранной авиационной техники, кото-рая, помимо более льготных условий финансирования, имеет целый ряд преференций таможенного и налогового характера при поставках в лизинг российским авиакомпаниям.
В этих условиях российские лизинговые компании не могут на равных конкурировать на внутреннем рынке Российской Федерации с иностран-ными лизингодателями.
При этом ЕС, являющийся производителем самолетов Аэробус, осуществляет меры, направленные на ограничение доступа на европейский ры-нок авиационной техники, содержащей комплектующие, произведенные и сертифицированные в России.
В Российской Федерации в 2012-2013 годах и в I полугодии 2014 года построено всего 74 воздушных гражданских судна, из них поставлено на экспорт 18 воздушных судов.
В тот же период в Российскую Федерацию для эксплуатации ввезено 235 иностранных самолетов, прежде всего Боинги и Аэробусы.
Как показывают данные Росавиации от 31 июля 2014 года, растет и доля полетов, совершаемых российскими авиакомпаниями на воздушных су-дах иностранного производства. Ежегодный прирост составляет 1-2 процентных пункта: если в 2012 году доля таких полетов составила 77 %, в 2013 году - 78 %, то за I полугодие 2014 года - 80 процентов.
Соответственно, снижается доля полетов на воздушных судах отечественного производства: за 2012 год - 23 %, за 2013 год - 22 %, за I полугодие 2014 года - 20 процентов.
Парк воздушных судов, эксплуатируемых для коммерческих воздушных перевозок авиакомпаниями в Российской Федерации, также характеризуется сокращением числа самолетов российского производства при увеличении числа самолетов иностранного производства. С 1 января 2011 года по 1 июля 2014 года число эксплуатируемых самолетов российского производства сократилось на 290 самолетов (на 36,4 %), иностранного производства выросло на 350 самолетов (на 72,3 процента).


Tags: airbus, boeing, Россия, Ту-204/Ту-214, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments