?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О производстве вертолетов Ка-52
bmpd
Оригинал взят у коллеги alexeyvvo в О производстве Ка-52

После публикации коллегой bmpd материала о поставках вертолетов Ка-52 возникли некоторые вопросы по объемам производства на Арсеньевском авиационном заводе "Прогресс" в последние три года.


0_c2660_91ddbdc7_orig

Производство боевых вертолетов Ка-52 на ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И.Сазыкина», 2014 год (с) smitsmitty.livejournal.com





Первый госконтракт на поставку Ка-52 был заключен 13 марта 2007г. за номером 327/3/8-ЕОЗ (он неоднократно упоминается в отчетности предприятия по 2011г). По состоянию на конец 2011г. незавершенного производства по нему не было, хотя годом ранее оно оценивалось в 1,022 млрд.руб. Таким образом, данное соглашение было исполнено в 2011г. Эти данные подтверждаются и информацией о гарантийном обслуживании вертолетов, содержащейся в отчетности ААК. По известным данным в 2008-11гг. заводом было выпущено 2 опытных и 24 серийных вертолета. Возможно, ранее озвученная цифра в 36 машин по этому контракту ошибочна и фактически по первому контракту планировался выпуск 24 или 26 Ка-52.

Начиная с 2012г. Ка-52 поставляются ВВС в рамках госконтракта З/4/2/10-11-ДОГОЗ от 1 марта 2011г. К сожалению, в отличие от других предприятий холдинга "Вертолеты России" завод не публикует конкретных данных по выпуску авиатехники. По данным бухгалтерской отчетности предприятия по итогам 2012 г. выручка составила 22 557 930 тыс. (в т.ч. по производству вертолетов 16 484 219 тыс.руб.), в 2013 – 15 190 932 (из них по вертолетам - 9 615 795). Поскольку выручка указывается без НДС, то стоимость произведенных вертолетов в 2012 г. будет 19 451 378, в 2013 – 11 346 638 тыс.руб.

Далее из отчета 2012г. известно, что произведенные в конце года 16-ть машин для Кореновска и пять для Черниговки оставались еще какое-то время на «ответственном хранении» у ААК. Указана их стоимость - 12 967 584 и 4 052 370 тыс.руб. соответственно (она, вероятно, уже с НДС). Таким образом, цена одной машины в 2012г. - 810,474 млн. Итого исходя из полученной выше цифры выручки по производству вертолетов в 2012г. с НДС, ААК произвел ровно 24 машины (цифра получилась без десятых и сотых, что еще раз подтверждает правильность расчетов).

По данным отчета 2013г. по итогам года на ответственном хранении оставалось 12-ть машин для в/ч 41687 (378 АвБ АА в Вязьме, хотя по факту машины ушли в Остров) общей стоимостью 9 752 689 тыс.руб., то есть цена за один вертолет составила 812,724 млн.руб. Кроме того, на хранении оставались и два опытных Ка-62 непонятно низкой стоимостью 268,9 млн.руб., произведенные для ОАО"Камов". Исходя из выше обозначенной выручки, в 2013г. Прогресс выпустил не более 14 Ка-52. Произошедшее снижение темпов выпуска Ка-52 было ожидаемо: о предстоящем уменьшении объемов производства на 13,7% до 19,32 млрд. руб. упоминается в отчетности завода за 2012г. в связи с сокращением объема госзаказа. По факту произошло несколько большее снижение производственных показателей.

Таким образом, в число 24 выпущенных в 2012г. попали 16 машин для Кореновска (бортовые номера 41-56 красные) и 8 для Черниговки (бортовые 01-03,21-24,26 желтые, в отличие от машин предыдущих лет выпуска они все окрашены в серый камуфляж). При этом только три из них были переданы на авиабазу Черниговка непосредственно в 2012г., остальные - уже в следующем году после хранения на заводе.

В число 14 выпущенных в 2013г. Как-52 входят 12 вертолетов для Острова (бортовые 41-52 белые) и первые два для Хабаровска (№01-02 синие, первоначально «обитавшие» в прошлом году в Черниговке).

Стоит отметить, что немалый объем производственной программы приходится на выпуск ракетно-артиллерийского вооружения (противокорабельных ракет 3М-80 и 3М-82): так в 2012г. выручка по этому направлению составила 5 574,8 млн.руб., в 2013г. - 4 924,7.
По данным отчета за 2013 г. на 2014г. планировался общий объем выручки в сумме 18 690,7 млн. руб. без НДС (22 055 с НДС), увеличение выручки – в 1,2 раза. В портфеле заказов (вероятно на 2014г.) - контракты с Министерством Обороны на сумму 17 311,3 млн. руб. (без НДС) на поставку изделий Ка-52, 3М-80, групповых комплектов СНО,
СНК Ка-52. Стоимость контракта на поставку СНО и СНК, заключенного в октябре 2013г. - 245 млн.руб. Кроме того, в исполнении находится договор с ОАО «Камов» на изготовление и поставку четырех опытных вертолетов Ка-52К с ценой 3 396 млн.руб (НДС не облагается), то есть по 849 млн. за один вертолет. Учитывая плановый срок поставки по договору до конца октября 2014г., четыре первых Ка-52К, вероятно, также попали в расчетный объем выручки. Таким образом, планируемый объем выручки на 2014г. по основной продукции в виде Ка-52 и 3М-80 - 16 786 млн.руб. (с НДС).

В декабре 2013г. главком ВВС России В. Бондарев говорил относительно поставки вертолетов Ка-52 в 2014 году: "Холдинг "Вертолеты России" и завод дают нам обещание, что в следующем году мы будем ритмично, поквартально получать вертолеты. Не в конце года, а, начиная с марта, пойдут первые шесть вертолетов, а затем поквартально — по три-четыре машины. Летчики начнут их осваивать с марта". То есть в течение года ожидалось не менее 15 Ка-52. Исходя из цен на 2013г., их стоимость можно оценить в 12,2 млрд.руб. Таким образом, на ракеты "Москит" остается более 4,5 млрд., что укладывается в объемы производства предыдущих лет. В то же время обещанной поквартальной сдачи вертолетов не произошло. По данным отчетов ААК за 1-3 квартал выручка в первом полугодии составила лишь 388 млн.руб., в 3 квартале - 3 162 млн. ( что пропорционально не более чем трем Ка-52). Отсутствие фактической поставки вертолетов в строевые части подтверждается и релизами Минобороны. В феврале 2014г. было сообщено о завершении приемки 12-ти машин в Острове. По состоянию на октябрь там по-прежнему была лишь одна эскадрилья "Аллигаторов". Таким образом, в 2014г. подтверждена поставка ВВС лишь десяти Ка-52 для хабаровской авиабазы. Если машины для ЮВО или ЗВО и были выпущены в 2014г., то они, по сложившейся традиции, пока находятся на ответственном хранении и будут переданы уже в начале нынешнего года.


  • 1
даешь от коллеги alexeyvvo обзоры по Ми-28, Ми-35 и прочим:-)

По ситуации с выпупуском Ми-28 можно ознакомиться здесь:
http://forums.airforce.ru/matchast/3943-mi-28n-istoriya-serii/

А чем 3М-80 от 3М-82 отличаются?

Народ, подскажите кто в теме. На Ка-52 часто на фотках на боковых стеклах бывают бронепластины. Видимо их появление связано с тем, что боковые стекла являются обычным плексигласом (в отличие от передних бронестёкол). Не подскажите, зачем нужно было городить такое выпуклое боковое стекло, а потом закрывать его железной пластиной? На Ка-50 и Ми-28 помоему всё остекление бронированно.

Первый макет Ка-52 был с плоским остеклением и прямоугольной кабиной, резко выступающий за габариты некогда стройного фюзеляжа. Военным он не понравился. Так появилась нынешняя закругленная кабина.

как то интересно распределение
20 Черниговка
16 Кореновск
по 12 Остров и Хабаровск.
Сколько вертолетов в эскадрилии? Или каждая эскадрилия по своему штату?

По известным сведениям, сейчас штат эскадрильи - 16 вертолетов

(Deleted comment)
Интересно, раньше было много споров кто лучше ми28 или ка52. Военные решили пошли навстречу сразу всем и у нас оба типа в армии. Можно спорить насколько это экономически оправданно, зато есть шанс уже наверняка узнать, так кто же все таки лучше? Мне известен пока только один плюс Ми - он экспортируется. Хотя возможно заказчиков просто пугает соосность.

Не оба, а три. Военные как распутная портовая...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Кстати куда уходит столько Москитов?
Ведь судя по стоимости, это сотни ракет, а для переоснащения всех 1241, 1239 и 956 достаточно сотни полторы.

(Deleted comment)
На склады, наверное, плюс расход на учениях какой-то идет. Или хотите в случае войны как-то сотни ракет за пару дней наклепать?

Придется корабельному Ка-52К склеивать ласты(винты) и становиться сухопутным.
Ка-52 - явная неудача знаменитого КБ, попытка дать вторую жизнь отличному проекту Ка-50. Но одноместный Ка-50 показал недостаточную боевую эффективность именно из-за того, что одному человеку тяжело и пилотировать ударный вертолет и заниматься управлением оружия. Все современные удачные ударные вертолеты - двухместные, экипаж состоит из пилота и оператора оружия, каждый член экипажа занимается только своим делом. Но перекомпоновать одноместный Ка-50 в двухместный Ка-52 удачно не получилось. В Ка-52 оба члена экипажа сидят плечом к плечу рядом друг с другом, это связано с особенностями конструкции и компоновки исходного варианта Ка-50. Поэтому вертолет получился слишком широким, что увеличило и его радиолокационную заметность и его вероятность поражения огнем противника. В то же время ВСЕ остальные современные ударные вертолеты в мире конструируют по тандемной схеме - пилот и оператор сидят друг за другом. При этом сам вертолет получается очень узким, "худым", что значительно снижает и его заметность, и его поражаемость, и вес необходимой брони.
Именно поэтому несуразно широкий Ка-52 позиционируют, как командирскую машину для управления группами ударных вертолетов, дескать его дело лететь позади, управлять и под огонь противника не подставляться. Полная глупость, как по моему мнению, просто попытка подсунуть армии бестолковую технику, "абы не пропало". Делать командирскую машину резко отличающейся от остальных машин ударной группы - это как будто плакат повесить для противника "Командир здесь! Стреляйте сюда!". Разнобой в технике также существенно усложняет обслуживание и предполетную подготовку ударных групп.
Короче, искренне надеюсь, что неудачный Ка-52 не найдет применения, а уважаемое и серьезное КБ Камова разработает более толковые ударные вертолеты...

Поживём увидим. По мне так некий плюрализм в военном деле всегда полезен. В случае войны всегда есть возможность перенастроить военную машину на наиболее оптимальную систему.

В общем, все как обычно - если отбросить ура-реляции про "мы догнали и перегнали СССР", то на практике (как и с суперджетами и вообще с ОКБ Сухого) - не все замечательно... кстати, в Хабаровске, конечно, нужны вертолеты для противодесантной обороны, но город просто обречен подвергаться массированному воздействию китайской арты - какой смысл там держать дорогую технику?

  • 1