bmpd (bmpd) wrote,
bmpd
bmpd

Categories:

Индийский истребительный тендер MMRCA может вскоре оказаться на свалке

Центр АСТ предлагает своим читателям ознакомиться с переводом небезынтересной статьи Бхарата Карнада (Bharat Karnad), опубликованной в газете "The New Indian Express". Оригинал перевода размещен на дружественном веб-ресурсе "Перископ.2" ( periscope2.ru ).







(с) thehindu.com



Нарендра Моди хорошо справлялся и с Синдзо Абэ, и с Си Цзиньпином и с Бараком Обамой. Похоже, что он сможет легко выдержать и давление касательно вопроса выбора среднего многоцелевого истребителя (MMRCA) со стороны ВВС Индии и европейских государств. Особенно в свете того, что отдавая предпочтение французскому Rafale или немецкому Eurofighter, правящая партия Бхаратия Джаната (BharatiyaJanataParty - БДП) может поставить под удар свою репутацию, как это уже было с Индийским Национальным Конгрессом (ИНК) после аферы с орудиями Bofors [FH-77B]. За решениями в рамках MMRCA скрывается нецелесообразность, достойная не скорейшего завершения, а пристального внимания Центрального бюро расследований.

Тендер MMRCA был инициирован ВВС Индии под закупку западных самолетов под знаменами «диверсификации источников поставок». Недочеты концепции программы MMRCA, истребителя Rafale и самой сделки, были проанализированы много раз. Но теперь государства-поставщики беспорядочно играют в мошенническую игру, искажая положение о передаче технологий при полном попустительстве и соучастии министерства обороны. И до сих пор, это оставалось незамеченным. Вопиющий пример — это компания Dassault. Договор по Rafale, подразумевает передачу технологии изготовления из нитрида галлия полупроводниковых чипов для использования в современной авионике.

Однако передача сопутствующих технологий, необходимых для изготовления самого чипа, в предложении не прописана. Индия, таким образом, покупает технологию, которая не может быть преобразована в необходимый компонент, и который придется, в конечном счете, импортировать на протяжении всего жизненного цикла самолета.

Идея закупки Eurofighter опять стала актуальной после того, как министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил поставить 126 истребителей на 3,2 млрд долл., дешевле, чем цена за Rafale. Сниженная стоимость все равно не может сделать проект MMRCA привлекательным в целом, а идею покупки Eurofighter/Rafale, в частности. Можно взять пример РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая позволяет боевым самолетам удобно переключаться между воздушными и наземными целями. Как утверждали представители EADS, Eurofighter для Индии планируется оснащать устаревшей РЛС Captor-MPESA с пассивной антенной решеткой. На повышение функциональной возможности РЛС с АФАР проекта Captor-E, разработку которого правительство Великобритании только инициировало, потребуется 1,8 млрд долл. и пять лет. Нью-Дели, таким образом, заплатит за разработку усовершенствованной системы Captor-E, которая будут доступна для дооснащения Eurofighter не раньше чем через десять лет, при этом, не имея интеллектуальной собственности на данную разработку.

Кроме того, ввиду несовершенства програмного обеспечения, данный истребитель пока имеет нестабильную систему управления полетом. Согласно материалу опубликованному авторитетным изданием "Der Spiegel" в июле 2013 года, неполадки в системе управления полетом уже привели к возникновению многих нештатных ситуаций, по счастью не обернувшихся катастрофами. Eurofighter чуть было не протаранил диспечерскую вышку на авиабазе в Нойберге. Помимо этого у данных истребителей существуют дефекты системы катапультирования пилотов. Неполадки системы неоднократно приковывали к земле весь парк истребителей Eurofighter ВВС Германии. ВВС Австрии, имеющие на вооружении 15 таких истребителей, обнаружили в ходе эксплуатации 68 дефектов, которые могли привести к потере самолетов. Среди них и неисправный высотомер, искажавший положение самолета на почти 60 метров, и неправильная балансировка самолета, ставшая следствием неправильной закачки топлива в двигатели, и многие другие.

Более того, основное предприятие по выпуску Еurofighter в Манчинге (Manching) лишилось лицензии на производство, после того, как "Der Spiegel" обнародовал результаты министерской проверки предприятия, которая выявила «беспрецедентную небрежность процесса производства», отметив 35 изъянов в произодственном процессе и еще 49 в системе контроля качества продукции. Что еще хуже, EADS в рамках контракта на 18,6 млрд евро смогла поставить только 108 истребителей из 143 планируемых к поставке.

Кроме того Eurofighter, как и Rafale не нашел покупателей, ввиду того, что оба самолета оснащены устаревшими технологиями. С индийской точки зрения, самой большой проблемой Eurofighter является то, что в нем много компонентов производимых в США, а его система обмена информацией (система обработки данных, аппаратура передачи данных по линии "воздух-воздух" и другие компоненты) поставляется американской компанией Raytheon. Исходя из прошлого опыта, материально-техническое обеспечение Eurofighter будет всегда находиться под угрозой, так как США по политическим причинам, в нарушение контрактных обязательств, уже приостанавливали необходимые поставки для обеспечения индийских самолетов C-17/C-130. Однако посадить на землю флот транспортных самолетов это одно, а потерять способность использовать целые эскадрильи тактической авиации в кризисной ситуации – совсем другое дело.

Интересные детали могут всплыть и если Центральное бюро расследований занялось бы вопросами решений, принятых в рамках программы MMRCA. В начале 2000-х годов в качестве экстренной меры было принято решение о покупке 12 истребителей Mirage 2000-5 с остаточным ресурсом в 85 процентов из наличия ВВС Катара, который приобрел их у Франции в 1997 году. Трехсторонняя сделка с участием производителя истребителей (Dassault) была заключена в апреле 2005 года на сумму 600 млн долл., и включала поставку 500 ракет классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Она была расторгнута несколько месяцев спустя, когда ВВС Индии во главе с маршалом Тьяги (SP Tyagi) безосновательно сократили сумму до 375 млн долл. Решение недовольного Катара отменить сделку было затем использовано для того, чтобы протолкнуть идею открытого тендера, который, разумеется, совершенно случайно выиграла Dassault.

К несчастью, военные начальники частенько кричат «Волки!», чтобы заставить текущее правительство выделять средства под закупку выгодных ему вооружений. Руководство индийских ВВС делало так, чтобы получить добро на приобретение истребителей Mirage у Катара, чтобы затем внезапно переключиться на более «крутые» самолеты: и теперь они говорят, что не могут жить без Rafale. Если индийские ВВС так остро нуждались в катарских истребителях 10 лет назад, почему же эта сделка была разорвана? По мнению аналитиков, проблема с недооснащением индийских истребительных эскадрилий вполне может быть решена за существенно меньшую цену, чем посредством тендера MMRCA (более 30 млрд долл.).

Альтернативным решением может стать ускорение производства и принятия на вооружение легкого истребителя Tejas Mk 1, вкупе с закупками не требующих доработок и технически продвинутых Су-30 и МиГ-29М (под которые уже имеется инфраструктура обслуживания), пока к концу десятилетия не подоспеет индийско-российский истребитель пятого поколения Су-50 ПАК ФА. И наконец, после урезания закупочной части оборонного бюджета на 488 млн долл. в качестве меры экономии, министру обороны Аруну Джейтли (ArunJaitley) может быть непросто оправдать спорный с точки зрения целесобразности тендер MMRCA, который обойдется в 60 раз больше этой суммы.
Tags: eurofighter, mirage 2000, rafale, Великобритания, Германия, Индия, Катар, ПАК ФА, Франция, авиация, военно-техническое сотрудничество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments