Previous Entry Share Next Entry
О дроне несчастном замолвите слово, или о трудностях эксплуатантов коптеров в России
bmpd
В журнале "Коммерсантъ-Деньги" опубликован занятный материал  Анны Гольдберг и Дзерасса Гагулова "Дрон среди ясного неба" о тех сложностях, с которыми сталкиваются производители и эксплуатанты коптеров в России. Ниже приводим текст данной статьи.




(с) CopterExpress


По всему миру, и это почти не шутка, правоохранительные и судебные системы завалены делами дронов. В Америке несколько месяцев длилось разбирательство по делу фотографа Рафаэля Пиркера: в рекламной кампании Университета Виргинии он использовал съемки с квадрокоптера. В Ирландии ищут контрабандистов, которые пытались доставить дроном наркотики в одну из тюрем Дублина. Доставка, между прочим, прошла успешно: хотя беспилотник зацепился за провод и упал в тюремный двор, один из арестантов, находившийся во дворе на прогулке, выхватил упакованную в полиэтилен посылку и проглотил. После чего его посадили в одиночку — ждать, когда посылка выйдет естественным путем.


Дело о дроне--доставщике пиццы последние два месяца расследовала транспортная прокуратура Сыктывкара. Пицца, привязанная к дрону, прилетела к заказчику в парк, но один из наблюдателей, местный правозащитник Эрнест Мезак, вместо веселья по этому поводу почувствовал тревогу и написал заявление о возможном нарушении воздушного пространства. В прокуратуре и местном Госавианадзоре заинтересовались.

"Мы делаем все, чтобы доказать, что коптер только формально подпадает под определение беспилотного летательного аппарата, но на деле им не является по целому ряду характеристик — весу, размеру, радиочастоте управления,— рассказывает основатель компании "Додо-пицца" Федор Овчинников, который и решил внедрить в Сыктывкаре инновационный способ доставки пиццы.— А если он не является беспилотником, то и под действие Воздушного кодекса не подпадает, и никаких специальных разрешений на полет не требуется".

Транспортная прокуратура Сыктывкара дело закрыла, однако и разрешения на использование роботов-курьеров у "Додо-пиццы" до сих пор нет. А получить его Овчинникову очень хочется: несмотря на то что сборка и эксплуатация дронов очень дороги, маркетинговый эффект от их использования огромный. "Пицца с доставкой у нас стоит около 550 руб., при этом на дрона за одну доставку мы тратим 400 руб., что в два-три раза дороже обычных курьерских услуг,— рассказывает он.— Тем не менее, как только пицца "Додо" стала падать буквально с неба, заказывать стали только ее, причем не важно, доставляет ее дрон или человек".

Очевидно, маркетинговый эффект перекрыл бы и возможный ущерб, ведь "Додо" прославилась не только в Сыктывкаре: о первом в истории факте доставки товара дроном компания заявила на весь мир, и многие международные издания написали о печальных юридических последствиях этого события. Впрочем, одна из фастфуд-сетей Francesko's Pizzeria взялась повторить подвиг и доставляет пиццу дронами, правда, на расстояние не более полутора километров.

"Представьте, как здорово, что впервые дрон принес пиццу не куда-нибудь в пригород Бостона, а в парк в Сыктывкаре,— радуется Овчинников.— Это настоящая техническая революция. Я уверен, что еще пара лет, и коптеры станут многократно дешевле и эффективнее курьерских услуг. Тогда легально, без боязни штрафов развивать услуги с использованием коптеров смогут десятки компаний".

"Вообще-то в нашей стране не прецедентное право, так что, даже если бы дело дошло до суда и его бы выиграла "Додо-пицца", полеты дронов не стали бы законными,— предупреждает юрист компании Ask & Win Мария Ванина.— Скорее наоборот, возможность привлечения к ответственности за подобные, казалось бы безобидные, деяния — серьезный повод задуматься лицам, планирующим использовать коптеры в своей деятельности".

Бизнес вне закона

Согласно Воздушному кодексу России, владельцы беспилотных летательных аппаратов в обязательном порядке должны получать разрешение на полеты от местного подразделения Росавиации. Помимо разрешения требуется согласовать и подробный план полетов — точное время, продолжительность, маршруты. В противном случае — штрафы от 3 тыс. руб. для физических лиц до 500 тыс. руб. для лиц юридических. "И это просто за факт нахождения вашего коптера в воздухе,— отмечает Ванина.— А если представить, что дрон упал или в принципе причинил кому-то вред или увечья, то все, уголовная ответственность с куда более серьезным наказанием".

Так было всегда, однако вплоть до случая с "Додо-пиццей" никто об этом не задумывался. Впрочем, есть подозрения, что росту популярности дронов юридические условности не помешают. "Мы активно набираем предзаказы, у нас уже более 500 заявок на доставку различных грузов с помощью коптеров",— рассказывает 27-летний Олег Понфиленок, полтора года назад основавший компанию CopterExpress. Компания тоже находится в Сыктывкаре, но обещает, что в ближайшее время в нескольких крупных городах России начнет доставлять грузы до 5 кг на расстояние несколько километров, и доставка займет не более часа. "Ситуация с "Додо-пиццей" нас, конечно, тревожит, собственно, ведь мы и сконструировали для них грузовой коптер, однако ничего смертельного для себя мы не видим",— спокоен Понфиленок. По его словам, с начала лета юрист компании изучает правовое поле и полагает, что проблем с получением разрешения на полеты возникнуть не должно: "В конце концов, ведь в США разрешили".

В этом году в Америке действительно было разрешено коммерческое использование дронов, и тоже после долгого судебного разбирательства. Речь идет о деле Рафаэля Пиркера. Более года назад Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) за рекламу Университета Виргинии с использованием квадрокоптера оштрафовало Пиркера на $10 тыс. Возмущенный фотограф подал на апелляцию и выиграл: судья вынес решение в пользу истца, освободив владельца дрона от ответственности. Сразу вслед за этим Национальный совет по безопасности на транспорте выпустил постановление, что никто не вправе применять санкции за коммерческое использование дронов, так как соответствующие запреты в законе отсутствуют. "Тем не менее это все равно не значит, что легальны все полеты. Над частной территорией по разрешению заказчика — пожалуйста. А так все равно нужно разрешение FAA. Вот его сейчас, например, старается получить компания Amazon, чтобы осуществлять доставку товаров с помощью дронов",— объясняет Мария Ванина.

"У нас все равно нет пути назад,— честно признается Олег Панфиленок.— Мы довольно много денег вложили в проект — и своих, и инвесторов. Только модель для "Додо-пиццы" стоила нам 10 млн руб. И сейчас мы не можем позволить себе остановиться в работе. Как раз нужно ускоряться, набирать клиентскую базу, чтобы выйти на окупаемость и рентабельность. Конечно, сначала заказы будут очень дорогими, до 10 тыс. руб. за долгий вылет. Но в будущем мы надеемся снизить стоимость услуги до 500 руб.".

Опасность сверху

"Я уверен, что использование коптеров без спецразрешений незаконно. С технической стороны это довольно сложная штука, которая может запросто рухнуть, и кто-то пострадает",— рассказывает 30-летний дизайнер Александр Пологов, только что получивший из Германии коптер за 56 тыс. руб. (Стоимость коптеров доходит до полумиллиона рублей.) Малейшая ошибка в управлении или составлении маршрута, попадание в зону действия радиовышки — и дрон выйдет из строя. "Лично я, конечно, справлюсь. Я научился. Возлагаю на дрон большие бизнес-надежды",— уточняет Пологов. Его план — предлагать на Воробьевых горах эксклюзивную видеосъемку панорам, ориентировочная стоимость — 5-6 тыс. руб. Новоявленных бизнесменов, решивших заработать на коптерах, сотни, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Ижевске, Ростове.

"Коптероводов уже не сотни, а тысячи,— говорит Сергей Семенов, координатор проекта Airpano, посвященного съемкам с воздуха самых красивых мест на планете.— Когда мы начинали в 2010 году, коптеров, способных поднять в воздух фото- и видеотехнику, попросту не было. Сейчас же можно купить какие-нибудь миниатюрные китайские DGI-коптеры с дешевыми мыльницами за 30 тыс. руб. и начать себе спокойно что-то снимать. Знаю как минимум 15 молодых московских фотографов, которые снимают свадьбы не только обычными фотоаппаратами, но и мини-коптерами. И несмотря на то, что услуга дороже (восьмичасовой съемочный день с перерывами на зарядку дрона обойдется в 25-40 тыс. руб.), она пользуется популярностью, никто на низкую рентабельность не жалуется".

По словам Семенова, использование дронов действительно небезопасно. "Прежде чем управлять коптером, нужно отработать несколько десятков часов на тренажере-симуляторе,— говорит он.— На это далеко не у всех есть силы и желание". И хотя даже самые дешевые китайские коптеры, по его словам, вполне надежные, это не гарантирует, что в неумелых руках они неожиданно не сломаются в воздухе и не полетят камнем вниз. А вес таких коптеров, между прочим, от килограмма и выше, есть аппараты, снимающие качественное видео, по 15-20 кг.

"Сами мы регулярно проводим тесты и программного обеспечения, и двигателя, и аккумуляторов,— объясняет Семенов.— За четыре года съемок никто не пострадал — ни автомобили, ни люди. Только наши собственные коптеры, которые мы иногда слишком экстремально используем". Команда Airpano не считает свой проект коммерческим и вкладывает в технику собственные средства. Впрочем, по словам Семенова, вложения по большей части окупаются: фотографии охотно покупают National Geographic, Der Spiegel, Daily Mail, Time, The Washington Post, Microsoft, Google, "Яндекс" и др.





В мире уже сотни и тысячи людей занимаются видео- и фотосъемкой с помощью коптеров

(с) Григорий Собченко / Коммерсантъ:


Чистая выгода

"Мы моментально окупили свою технику и вышли на прибыль,— рассказывает Юлия Тимербаева, директор компании TVCopter.— Просто потому, что сразу настроились на коммерческую съемку. Начинали, конечно, с мелких заказов, делали с воздуха аэро- и видеосъемку для СМИ, строительных и промышленных компаний, музыкальных фестивалей. Но потом переключились на музыкальные клипы, а сейчас сосредоточились только на кино". "Елки-3", "Седьмая руна", "Параллельная жизнь" — в TVCopter считают, что благодаря аэросъемке сцен этих фильмов теперь у них нет отбоя от клиентов. "Наши услуги крайне востребованы как российскими, так и зарубежными кинокомпаниями",— делится Тимербаева.

"Российский рынок коптеров растет очень быстро, заказов на аэрофотосъемку все больше, так что многие хотят не упустить хорошую возможность подзаработать,— говорит Павел Иванов, создатель проекта по сборке и сервисному обслуживанию коптеров.— Ну а мы, в свою очередь, удовлетворяем спрос на качественные модели дронов, потому что найти готовые решения для профессиональной фото- и видеотехники все еще крайне трудно". На сборку коптера у Павла уходит максимум два дня, на ремонт — порой всего пара часов. "Поднаторел, хотя начал заниматься этим в качестве хобби два года назад. Впрочем, это и сейчас хобби, просто я на нем зарабатываю,— рассуждает Павел.— Да и для всех коптероводов, мне кажется, это в первую очередь "фан", а уже потом рентабельность".

Тем не менее, уверен он, коммерческий потенциал у дронов огромный. "Интерес к коптерам проявляют самые разные крупные частные компании, которым они нужны для охраны территорий, наблюдения за промышленным процессом, для доставки грузов,— говорит Иванов.— Кроме того, интересуются дронами и правительственные организации, и военные — для спасательных операций, слежки, доставки лекарств и многого другого".

У военных, конечно, есть и свои куда более сложные беспилотники, однако это уже совсем другой масштаб. В прошлом месяце корпорация "Ростехнологии" представила первый российский беспилотник на воздушной подушке "Чирок", способный подниматься в небо без взлетной полосы и приземляться на любую поверхность. "Чирок" предназначен для контроля пожарной ситуации и обстановки на дорогах, патрулирования территорий, а также для доставки бомб и ракет в места военных действий. Сам он весит около 400 кг и вес способен поднять почти такой же.

"Вот если бы мы такими в небе без разрешений рулили — это другое дело. А так мы просто стремимся внедрить в свой бизнес инновационные технологии, к чему нас, между прочим, власти всю дорогу и призывают,— основатель "Додо-пиццы", несмотря на закрытие дела, все еще готовится защищать свои позиции в суде.— Так что очень надеюсь, что коммерческое использование дронов не запретят. Пусть, если нужно, регулируют, но с умом, не запрещая".


О чём псто?
О идиотах, пущающих винтопрульные мясорубки в самых непредсказуемых местах?

А Вы сами что думаете?

>>местный правозащитник Эрнест Мезак, вместо веселья по этому поводу почувствовал тревогу

Ох уж эти пrавозащитнички, а потом вопят про "тоталитарную Рашку".

Проблема одна - страх нового и попытки наложить контроль по старым законам/лекалом...

радикально консервативные либеральные правозащитники

Когда коптеры десятка компаний начнут сталкиваться, то кто будет отвечать?
Про выгоды прецедентного права и вредность уголовного вообще песня.

Как-то с машинами разобрались. Ведь тоже орали многие "просвещенные" люди что всех поубивают и всех лошадей пораспугают....

Запрещать их глупо, ибо бороться с прогрессом бесполезно.
А вот правила их использования надо разрабатывать шустро. Ибо недалек тот день, когда случится первое воздушно-транспортное происшествие с участием пары дронов. Хотя столкновение дрона с чем-нибудь еще с тяжкими последствиями случится раньше.

Вообще, вопрос, конечно, интересный с этими штуками. Использование их желательно. И по экономическим соображениям, и по соображениям безопасности (наличие определенного количества таких аппаратов, системы их обслуживания и операторов может сыграть положительную роль).
С другой стороны их использование в сугубо противозаконных целях - тоже вопрос времени и, скорее всего, очень ближнего.

Уже во всю снимают хоум муви из-за окна, а в ДНР гранаты сбрасывают

Не нужно ничего нового ни регулировать ни запрещать, все уже давно придумано. Если случится у какого дрона инцидент с повреждением имущества или причинением вреда здоровью, так на всё это уже есть статьи во всех нужных кодексах.

Единственное, что не помешало бы, так это предложить технический аналог ПВД/ПДД/TCAS для роботов в качестве рекомендованного дополнения ко всем остальным функциям.

Собственно, о чем и речь. Регистрация ЛА и регламент применения с соответствующими ТУ на дроны.

Дроны норм тема) там, где они действительно нужны!))

Да и так интересно попускать их :-)

Надо дождаться пока это летучее говно убьет кого-ни будь, а лучше человек пять, и покалечит.
Тогда все решится само.

Именно так устанавливают светофоры :)

(Deleted comment)
По результатам стенаний фанатов дронов в ветке нужно резюмировать всю статью:
1) Пока нас мало, мы не опасны
2) Регламентировать свою работы мы не собираемся, а если злычна влада не хочет для нас создать удобные нам регламенты и правила полётов, то она нас ущемляет.
А потом такие "бизнесмены" рассказывают, что они ущемляемый мотор экономики.

Государство нужно для удобства граждан.
Поэтому оно должно создавать удобные гражданам регламенты и правила. И не лезть туда, куда не надо.

Из статьи понятно что:
1) Регламентация полётная и регистрационная нужна немедленно и всеобъемлющая - именно для коммерческих компаний (хотя и любителю лицензия не помешает - это факт). Как вариант: разделения по классам - масса, дальность,полезная нагрузка и т.п. "Тяжёлые" "коммерсы" - на лицензию, лёгкие - свободный полёт в разрешённых зонах.
2) Но делать надо не так как сейчас принято у нас в малой авиации - ибо дурнее законодательства в отношении мелкоавиации ещё поискать на просторах нашей планеты.
3) Правозащитники - зло, вся хрень от них. Убей правозащитника - сделай мир чище! :)
Оффтопом - шаря по Нету в поисках информации наткнулся на любопытный факт - на Украине (и окрестностях) за лето "падёж" сельхозСЛА чуть-ли не больше чем у ВВС ВСУ ,статистика по одному типу самолёта только: Х-32 Бекас.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5-32_%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81

В общем аудитория разделилась на две группы:ненавистники во главе с агрессивным дедушкой и "криатиффные посоны",которых хлебом не корми, а дай свободы,как то:полетать над Сапсаном наперегонки или под тупую музычку выложить ролик полёта над Кремлём.
И те и другие-тупые долбоёбы,ничего не смыслящие в теме.Первые-нищеброды,не имеющие возможности иметь аппарат,вот они плюются слюной и пышут гневом:мол если у нас нет,то и другим запретит,дрон-потенциально опасное средсьво!Онотоле,галактеко опасносте!!!
Злобный дедуля,у тебя ведро есть(в смысле мафынка_)?Есть,по твоей роже вижу.Так вот ты-потенциально опасное средство!Ты будешь ехать по улице и врежешься в остановку,полную людей?Ах,не врежешься?Ах,у тебя права есть!А ты их часом не купил?А зрение у тебя хорошее?А я вот сомеваюсь.Опасен ты за рулём и всё тут.
Ну а со вторыми вообще всё ясно-дебилы малолетние.
Я вообще противник массовой популяризации и доступности коптеров.Обязательно попадёт не в те руки,ну а авария аппарата с членовредительством -лишь вопрос времени.
Как и принятие госдурой очередного запретительного тупо-закона.
Печально всё.

Как владелец коптера сообщаю, что я против бесконтрольного их использования над местами скопления людей

"В прошлом месяце корпорация "Ростехнологии" представила первый российский беспилотник на воздушной подушке "Чирок""
Вспомнилось:
"А айподы твои и айфоны
Внешним видом пугали врага:
Каждый весил бы около тонны
И солярки бы жрал до фига. "(С)

"Пицца с доставкой у нас стоит около 550 руб., при этом на дрона за одну доставку мы тратим 400 руб"

Что за траты на коптер? Его вандалы по пути калечат?

его стоимость 450-700 тыс + стоимость работы обученного оператора.
Или ты считаешь что любой айзер из шахид-такси с улицы может управлять аппаратом? :-))

Что то Коммерсан совсем опустился, пишет какой то бред в стиле Радуловой

>> "Представьте, как здорово, что впервые дрон принес пиццу не куда-нибудь в пригород
>> Бостона, а в парк в Сыктывкаре,— радуется Овчинников.— Это настоящая техническая
>> революция.

Херня полная. Для городских условий гарантированная устойчивая связь управления коптером не превышает 1-1,5 км, а на деле и меньше - что составляет 5-7 минут ходьбы пешком, то есть оператору коптера все равно придется приехать почти к самому заказчику. Вот только стоимость работы оператора беспилотника совсем иная чем узбека-курьера, а угробить коптер стоимостью в 15-20 тыс USD же при этом крайне просто.

>> но обещает, что в ближайшее время в нескольких крупных городах России начнет доставлять
>> грузы до 5 кг на расстояние несколько километров, и доставка займет не более часа
Тоже херня полная. 5кг коптер полноценно не поднимает. Точнее поднять то может самая мощная и дорогая на сегодня модель то улетит недалеко и довольно быстро )))


>> Только модель для "Додо-пиццы" стоила нам 10 млн руб. И сейчас мы не можем позволить себе остановиться в работе. >> Конечно, сначала заказы будут очень дорогими, до 10 тыс. руб. за долгий вылет.
...
>> Я научился. Возлагаю на дрон большие бизнес-надежды",— уточняет Пологов. Его план — предлагать на Воробьевых
>>горах эксклюзивную видеосъемку панорам, ориентировочная стоимость — 5-6 тыс. руб.

Комментировать даже не хочется. Просто ржу над журналистами)



Про пять кило - легко носят. Даже 960-й тарот способен 20 минут таскать пятилитровку с водой, а уж более пристойные модели, типа тысячника - вообще без проблем.

На собакосрач похоже. "Моя овчарка не кусается и любит детей, поэтому я не буду водить ее на поводке и в наморднике". Первое, что приходит в голову, когда смотришь съемки с коптера какой-нибудь толпы (демонстрации, рок-концерты и т.д) - "Бл.., если он упадет, он точно кого-нибудь убъёт"

а дронов будем сбивать буками

Только "Градом" и "Точкой-У", и только когда коптер над толпой..

Отличная статья! А тем, кто интересуется обменом электронных валют, добро пожаловать на мой блог.

Чтоб этому мезаку пусто было...

С этими дронами не все так однозначно. С одной стороны на них насрать, а с другой - они реально опасны. Их запросто могу запустить где-нибудь в районе аэропорта создав опасную ситуацию, нОпремер. Так что порядок с их использованием должен быть наведен.

Могут, но с трудом. Мы вот вчера во время полета экспериментально обнаружили посадочную глиссаду Внуково - аппарат просто сказал, что тут ограничение по высоте полета 120 метров и выше он не полезет, хоть рвите его на части.

Много шума из ничего. В конце концов просто заставят все дроны вставлять в шарообразное ограждение( собственно такие уже есть) , что бы если на что то наткнется просто бы отскочил и не повредил лопасти винтов.
А еще заставят ставить парашюты а и не один а два, три.
Все технически более или менее решаемо.

Гм... Велл, Вы коптер-то хоть раз видели? Скорость его горизонтальную представляете?

А я вот за запрет мотоциклов на дорогах- шумят быстро двигаются.
Проблемы есть, коптер может нехило покалечить- порезать винтами (особенно если он большой, с винтами от 12 до 28 дюймов), пробить голову при падении, а это вес от 1,5 до 5 кг (это я про профессиональные машины) + вес аккумуляторов, повредить имущество, даже поджечь что-нибудь при разрушении литий-полимерного аккумулятора.
Но все-таки основная проблема- это отсутствие мозгов у владельцев этих игрушек, особенно покупных, так как в них особо труда не вложено.
Можно просто присвоить статус источника повышенной опасности этим "дронам", что будет налагать ответственность за безопасность на владельцев и может, это частично решит проблему.

You are viewing bmpd