Previous Entry Share Next Entry
Проект оборонного бюджета России на 2014-2016 годы
bmpd
Комитет Государственной Думы по обороне опубликовал заключение на проект федерального закона № 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в отношении открытой части по разделу 02 "Национальная оборона". Мы приводим наиболее интересные выдержки из данного заключения

Следует отметить, что впервые в открытой части проекта бюджета на приводятся данные по объему государственного оборонного заказа. В то же время в заключении сообщается, что "Учитывая значимость мероприятий по оснащению Вооруженных Сил и в целях снижения нагрузки на расходную часть бюджета принято решение не проводить 5% сокращение расходов на ГПВ, как по другим направлениям деятельности, и перенести финансирование части расходов на 2017-2020 годы".


В заключении говорится, что в законопроекте расходы по разделу 02 "Национальная оборона" на 2014 год предусмотрены в сумме 2 489,35 млрд. рублей и превышают объемы 2013 года на 387,43 млрд. рублей (18,4 %). В 2015 и 2016 годах такие расходы предусмотрены в сумме 3 026,94 млрд. рублей и 3 378,04 млрд. рублей соответственно. Рост объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 537,59 млрд. рублей (21,6 %) и 350,3 млрд. рублей (11,6 %).

В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2014 году - 17,8 % (в 2013 году - 15,6 %), в 2015 году - 19,7% и в 2016 году - 20,6 %.

Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2014 году составит 3,4 %, в 2015 году - 3,8 % и в 2016 году - 3,9 %, что значительно выше параметров 2013 года (3,2 %).



Открытой частью проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в суммах соответственно 1 012 768,5 млн. рублей, 1 059 801,4 млн. рублей и 1 087 253,3 млн. рублей (из них по государственным программам -  41 403,3 млн. рублей, 40 146,6 млн. рублей и 34 534,5 млн. рублей соответственно).

Значительную часть расходов в ведомственной структуре раздела 02 "Национальная оборона" (открытая часть) составляют расходы Минобороны России (95,7 %) и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (2,9 %).
Приоритетными направлениями расходных обязательств государства по разделу 02 "Национальная оборона" являются оснащение Вооруженных Сил новым и современным вооружением, военной и специальной техникой, боевая и мобилизационная подготовка, обеспечение необходимых условий для нормального функционирования войск, реализация социальных гарантий для военнослужащих, выполнение федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

Увеличение расходов проведено по всем подразделам раздела 02 "Национальная оборона".

Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы показывает о сохранении сложившихся основных пропорций в расходах по подразделам.

Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2014-2016 годах от 85,6 % до 86,7 % расходов. Главными распорядителями бюджетных средств по подразделу являются Минобороны России (более 90 %).

Вместе с тем, в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды, в разделе 02 "Национальная оборона" не запланированы расходы по подразделу 0202 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований". Кроме того, на 2014-2016 годы не предусмотрены расходы по подразделу 0205 направленные на обеспечение деятельности миротворческих воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

Формирование федерального бюджета в рассматриваемом законопроекте осуществлено в разрезе до группы вида расходов, ввиду чего значительные объемы планируемых ассигнований Минобороны России, предусмотренных по ряду важных мероприятий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, в том числе с их оснащением вооружением, военной и специальной техникой, содержанием, тыловым и социальным обеспечением не могли быть  полноценно проанализированы Комитетом по обороне на основе законопроекта и приложенных к нему материалов.

 2.1. Расходы по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" предусмотрены в 2014 году в сумме 1 917,9 млрд. рублей, что больше на 295,4 млрд. рублей, чем в 2013 году (1 622,5 млрд. рублей), в 2015 и 2016 годах в сумме 2 385,0 млрд. рублей и 2 665,6 млрд. рублей соответственно.

В ведомственных расходах Министерства обороны (открытая часть) бюджетные ассигнования по данному подразделу в 2014 году составляют 867,4 млрд. рублей, в 2015 году – 908,16 млрд. рублей и в 2016 году – 942,49 млрд. рублей. Что составляет около 85-86% бюджетных ассигнований выделенных на национальную оборону.

Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти" (расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами) в суммах в 2014 году – 528,8 млрд. рублей,  в 2015 году – 559,1 млрд. рублей и в 2016 году – 593,5 млрд. рублей.

Из анализа дополнительных сведений о распределении бюджетных ассигнований на 2014-2016 годы усматривается, что основными направлениями расходов по подразделу являются выплаты денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил (60,7 %), расходы на реализацию накопительно-ипотечной системы (9 %), оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов  (7 %), квартирно-эксплуатационные расходы (около 7 %) продовольственное и вещевое обеспечение (около 6%), выплата пособий и компенсаций (2,8 %) и другие.

Среди них:
2.1.1. На выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу бюджетные ассигнования предусмотрены в суммах 526,3 млрд. рублей на 2014 год, 577,6 млрд. рублей и 613,9 млрд. рублей на 2015 и 2016 годы соответственно. Из указанных бюджетных ассигнований на 2014-2016 годы на выплату денежного довольствия военнослужащим предусматривается 372,1 млрд. рублей, 417,7 млрд. рублей и 454,0 млрд. рублей (в 2013 году - 341,9 млрд. рублей), на заработную плату гражданского персонала 154,1 млрд. рублей, 159,9 млрд. рублей и 159,9 млрд. рублей соответственно.

При этом Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Действие указанной нормы приостановлено Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 237-ФЗ до 1 января 2014 года. Вместе с тем проектом федерального бюджета на 2014-2016 годы бюджетные ассигнования на такое увеличение окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих не предусмотрены.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в части увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ежегодное, в течение пяти лет, не менее чем на 50 тыс. человек), на 2014-2016 годы предусмотрены дополнительные ассигнования в суммах 46,6 млрд. рублей, 75,9 млрд. рублей и 109,3 млрд. рублей соответственно.

В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы на указанные цели  предусмотрено лишь 78,1 млн.рублей. Таким образом, дополнительная потребность Минобороны России составляет 505,9 млн. рублей ежегодно.

Также Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва" предусмотрена выплата денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, и проведение с ними военных сборов. По данным Минобороны России в 2014-2016 годах, предусматривается численность резерва в количестве 5 000 человек. Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России составляет в 2014 году 279,4 млн. рублей, в 2015 году – 288,3 млн. рублей, в 2016 году – 324,9 млн. рублей. Вместе с тем проектом федерального бюджета на 2014-2016 годы бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.

По имеющимся данным в расчетах потребности в части продовольственного обеспечения не учтены расходы по обеспечению кормами 143 лошадей и 2 788 служебных собак в сумме свыше 116,0 млн. рублей ежегодно.

Проектом федерального бюджета предусмотрено выделить на вещевое обеспечение бюджетные ассигнования в суммах в 2014 году 14,1 млрд. рублей, в 2015 и 2016 годах по 14,7 млрд. рублей.
В настоящее время в Вооруженных Силах осуществляется поэтапный переход на обеспечение военнослужащих новым полевым обмундированием (всесезонным комплектом базового обмундирования).
При этом, по мнению Комитета, имеется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях.
Для дообеспечения военнослужащих, проходящих службу в районах с особо холодным и холодным климатом, обеспечения военнослужащих воинских частей специального назначения в 2014 году планируется закупить 400 тыс. комплектов полевого обмундирования нового образца (на сумму  20,36 млрд. рублей), а в 2015 году для дообеспечения всех категорий военнослужащих планируется закупить 500,0 тыс. комплектов полевого обмундирования нового образца (на сумму  26,4 млрд. рублей).
Исходя из чего общая потребность в бюджетных ассигнованиях в части вещевого обеспечения составляет в 2014 году 32,9 млрд. рублей (в т.ч. в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) – 29,78 млрд. рублей, вне рамок ГОЗ – 3,1 млрд. рублей), в 2015 году 37,2 млрд. рублей (в т.ч. в рамках ГОЗ -34,0 млрд. рублей, вне рамок ГОЗ – 3,2 млрд. рублей) и в 2016 году   23,6 млрд. рублей (в т.ч. в рамках ГОЗ - 20,4 млрд. рублей, вне рамок ГОЗ – 3,2 млрд. рублей).
В 2014 и 2015 годах годом увеличение потребности обусловлено индексом цен, а также необходимостью закупки полевого обмундирования нового образца с учетом исключения дублирования отдельных предметов имущества относительно действующих норм снабжения. В 2016 году потребность на вещевое обеспечение снижается.
При этом полное финансирование в указанных размерах размере позволяет помимо обеспечения военнослужащих полевым обмундированием нового образца в полном объеме, обеспечить военнослужащих, проходящих службу по контракту, предметами парадной и повседневной формы одежды по среднегодовой потребности, а также обеспечить банно-прачечное обслуживание военнослужащих.
Таким образом, с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных Проектом федерального бюджета на вещевое обеспечение военнослужащих, необходимо дополнительное выделение бюджетных ассигнований на указанные цели - на 2014 год 18,84 млрд. рублей, на 2015 года 22,5 млрд. рублей и на 2016 год 8,89 млрд. рублей
При этом Комитет по обороне констатирует, что протоколом заседания Военно-промышленной комиссии (далее - ВПК) при Правительстве Российской Федерации от 28 августа 2013 года №7с (раздел II) необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований в указанных размерах признана обоснованной.

2.1.4. На оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов в 2014 году предусматривается 59,7 млрд. рублей, в 2015 году – 62,9 млрд. рублей, в 2016 году – 62,9 млрд. рублей.
Исходя из имеющихся данных расчетная потребность на оплату и хранение специального топлива и горючего в 2014 году в рамках ГОЗ для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом индекса цен, составляет 69,1 млрд. рублей, что на 6,9 млрд. рублей больше ГОЗ 2013 (62,2 млрд. рублей). В 2015 году потребность составит 72,0 млрд. рублей, в 2016 году  - 73,9 млрд. рублей.
Закупка нефтепродуктов в 2014 году планируется в объеме 2 124,8 тыс. тонн, что на 162,6 тыс. тонн больше предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (1 962,2 тыс. тонн).
Увеличение (в сравнении с 2013 годом) объемов закупки объясняется рядом причин:
увеличением количества автомобилей транспортной группы эксплуатации на 410 единиц и ростом потребности в высокооктановом бензине на 0,9 тыс. тонн;
необходимостью выполнения указаний Президента Российской Федерации о возложении на Военно-Морской Флот (далее - ВМФ) задач по демонстрации присутствия в Мировом океане и несению боевого дежурства, что предусматривает привлечение до 76 кораблей и судов общей продолжительностью их нахождения в море до 5000 суток, которое повлечет увеличение объемов использования только дизельного топлива более чем на  43 тыс. тонн.;
необходимостью освежения 9,3 тыс. тонн автомобильного бензина марок А-76 и Нормаль-80 (всего в Вооруженных Силах Российской Федерации содержится на длительном хранении 47,3 тыс. тонн низкооктановых бензинов);
увеличением объемов компонентов ракетного топлива по сравнению с ГОЗ 2013 года с 4,9 тыс. тонн до 5,5 тыс. тонн в связи с планируемым запуском космических аппаратов с большей массой заправки (4,8 тыс. тонн, в том числе "Союз" - 5, "Ангара" - 1 вместо "Союз-4" и "Рокот-3");
ростом интенсивности боевой подготовки и потребности в ГСМ  на 0,7 тыс. тонн.

Кроме того, на 2014 год и последующий период планируется проведение крупных стратегических учений войск военных округов с привлечением сил флотов, продолжится практика внезапных проверок боевой готовности войск (сил флота) с реальным выполнением задач по предназначению. В каждом из указанных мероприятий планируется задействовать до 200-300 танков, 1500-2000 единиц другой бронетанковой и автомобильной техники, свыше 100 летательных аппаратов, до 120 кораблей и судов ВМФ. По расчетам Минобороны России, расход горючего в таких мероприятиях (по опыту проведенной проверки Восточного военного округа) составит свыше 25 тыс. тонн.
Основной причиной увеличения потребности в финансировании является рост цен произошедший в 2013 году по отношению к расчетным ценам государственного оборонного заказа 2013 года, в среднем, на 8%, а также в 2014 году - от 3 до 17 % (на автобензин и авиакеросин – 10 %, на дизельное топливо летнее – 17 %, зимнее – 3 %, арктическое – 12 %)
Выделение в 2014 году на закупку горюче-смазочных материалов 69,1 млрд. рублей позволит Вооруженным Силам Российской Федерации в полном объеме выполнить поставленные задачи по обеспечению ядерной безопасности, боевой готовности войск, мероприятий боевой подготовки войск и сил флота, налета летного состава 100-120 часов, выполнения задач ВМФ в районах Мирового океана, учебного процесса в военных учебных заведениях, военных баз, расположенных за границей.
Напротив, в случае выделения в рамках ГОЗ на 2014 год 59,1 млрд. рублей Минобороны России будет вынуждено снизить объем закупаемых нефтепродуктов на 422 тыс. тонн и понизить количество выполняемых мероприятий боевой подготовки на 20- 30%, в том числе: по налету летного состава - на 20%, по обучению механиков водителей бронетехники - на 30%, по обучению водителей автомобильной техники - на 25%, количество кораблей, привлекаемых к проведению учений в мировом океане - на 40%.

Таким образом, Комитет по обороне полагает обоснованной потребность в бюджетных ассигнованиях на оплату специального топлива и горюче-смазочных материалов в рамках ГОЗ на 2014-2016 годы для обеспечения Вооруженных Сил составляет 69,1 млрд. рублей, 72,0 млрд. рублей и 73,9 млрд. рублей соответственно.
ВПК при Правительстве Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований в указанных размерах признала обоснованным (протокол заседания от 28 августа 2013 года №7с).
Также в связи с повышенной интенсивностью выполнения задач в рамках мероприятий по защите российского морского судоходства и противодействию пиратству (по опыту 2013 года) необходимо дополнительно предусмотреть (вне рамок ГОЗ) 2092,2 млн. рублей, а всего предусмотреть на эти цели 3 062 млн. рублей (на 2014 год выделяется 969,8 млн. рублей).
.
2.5. Бюджетные ассигнования по подразделу 0207 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" в 2014 году по отношению к 2013 году снижены на 0,04 млрд. рублей и составят 5,76 млрд. рублей, а в 2016 и 2015 превышают расходы в 2013 и 2014 годах и составят 5,86 и 5,9 млрд. рублей соответственно.

2.6. Бюджетные ассигнования по подразделу 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" составят в 2014 году 241,3 млрд. рублей, что превышает расходы в 2013 году на более, чем 43,5 млрд. рублей, в 2015-2016 годах сумма указанных ассигнований составит 266,8 млрд. рублей и 284,6 млрд. рублей соответственно. Открытой частью проекта федерального бюджета по указанному подразделу на 2014-2016 годы предусмотрено 13,9 млрд. рублей, 20,6 млрд. рублей и 23,1 млрд. рублей соответственно.

Подразделом предусмотрена реализация ряда государственных программ:
<...> "Космическая деятельность России" – по федеральной целевой программе "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" – 3 437,7 млн. рублей, 7 429,4 млн. рублей и 8 120,7 млн. рублей соответственно.

<...> В рамках подпрограммы "Самолетостроение" государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" предусмотрены НИОКР (в рамках ГОЗ) в сумме 4,9 млрд. рублей в 2014 году и 4,4 млрд. рублей в 2015 году.

Согласно пояснительной записке, наряду с общими подходами по формированию расходов федерального бюджета, на изменение расходов по разделу в целом повлияло в числе прочих увеличение бюджетных ассигнований на имущественный взнос Российской Федерации в некоммерческую организацию "Фонд перспективных исследований", которые предусмотрены в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти" и составляют по 3,3 млрд. рублей в 2014-2015 годах и 3,4 млрд. рублей в 2016 году.

2.7. Бюджетные ассигнования по подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны" предусматривают в 2013 году в сумме 274,3 млрд. рублей, что больше на 40,4 млрд. рублей, чем в 2013 году (233,9 млрд. рублей), в 2015 и 2016 годах – 313,5 млрд. рублей и 363,4 млрд. рублей соответственно. Расходы на 2014- 2016 годы по открытой части проекта федерального бюджета предусмотрены в суммах 123,5 млрд. рублей, 123,1 млрд. рублей и 113,8 млрд. рублей.
Подразделом предусмотрена реализация ряда государственных программ:

<...> "Космическая деятельность России" – по федеральной целевой программе "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" – 509,8 млн. рублей, 1 158,3 млн. рублей и 2 342,2 млн. рублей соответственно, а также по федеральной целевой программе "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" в сумме 5,8 млн. рублей в  2014 году и 5,9 млн. рублей в 2015 году.

По непрограммной части законопроекта предусмотрена реализация мероприятий федеральной целевой программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах" в сумме 2,58 млрд. рублей в 2014 году, по 2,7 млрд. рублей в 2015-2016 годах.

Комитет по обороне отмечает, что в утвержденной Президентом Российской Федерации государственной программы вооружения-2020 (далее – ГПВ), спланирована поставка новых перспективных средств вооруженной борьбы на море и средств обеспечения базирования сил Черноморского флота, которые начнут поступать с 2014 года, в результате чего, гидротехнические сооружения и береговая инфраструктура в военной гавани Геопорт г. Новороссийск стали первоочередными и критически важными объектами федеральной целевой программы. В этой связи, перераспределены сроки строительства гидротехнических сооружений, что требует пересмотра и сроков финансирования федеральной целевой программы без изменения общего объема бюджетных средств на ее реализацию. По данной федеральной целевой программе осуществлена корректировка, которая поддержана в ВПК при Правительстве Российской Федерации и Минэкономразвития России.

По мнению Комитета по обороне, в целях исполнения указания Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № ПР-861 необходимо предусмотреть дополнительный объем бюджетных ассигнований в суммах в 2014 году 8,9 млрд. рублей, в 2015 году 8,7 млрд. рублей, в 2016 году 8,7 млрд. рублей.

Выполнение принятого Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 решения по ежегодному (в течение 5 лет), увеличению численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обуславливает необходимость решения вопросов обеспечения их служебным жильем, которые предлагается осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту  (2009 - 2015 годы)".

По результатам рассмотрения доклада Минобороны России Президентом Российской Федерации принято решение (поручение от 29 июля 2013 года № Пр-1800) восстановить в рамках федерального бюджета финансирование программы в 2014 и 2015 годах, предусмотрев на эти цели 42,8 млрд. рублей и 39,2 млрд. рублей соответственно. Кроме того, поддерживается необходимость увеличения расходов на обеспечение военнослужащих служебным жильем (прежде всего военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

Однако, в проекте федерального бюджета на 2014-2016 год, восстановление средств по федеральной целевой программе и соответствующие предложения Минобороны России не учтены.

При этом Комитет считает целесообразным предложение Минобороны России о необходимости продления данной федеральной целевой программы до 2020 года с одновременным увеличением по ней объемов финансирования.
Кроме того, с учетом общей дополнительной потребности в служебном жилье, которая до конца 2016 года составит 171 тыс. квартир и 80 тыс. комнат (помещений кубрикового типа) потребуется дополнительное выделение бюджетных ассигнований на эти цели порядка  в 2014-2016 годах 380 млрд. рублей.


 

  • 1
Правильно понимаю что позиции 0202 и 205 вакантны по причине административного перераспледеления?

Несколько настораживает опережающий рост оборонных расходов пао отношению к росту ВВП

Не беспокойтесь - рост оборонных расходов удачно компенсируется снижением расходов на образование и здравоохранение. Да и бюджетный маневр с пенсионными накоплениями придется кстати.

снижением расходов на образование и здравоохранение

Именно что. Вваливанием бабла как показала практика качество и первого и второго не обеспечить. А вот ГОЗ без бабла никак не исполнить.

Мда, одновременное масштабное перевооружение + переход на контрактную армию нам не по карману. Впрочем, изначально было ясно что это политическое прожектерство...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account