Previous Entry Share Next Entry
Некоторые цифры и факты по проекту создания самолета RRJ-95 и двигателя SaM-146
bmpd
В вышеупомянутом отчете Счетной палаты также упоминаются и работы по самолету RRJ-95 (SSJ-100) и двигателю SaM-146 как одни из основных программ в рамках федеральной программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Информация по этим проектам также представляется небезынтересной. Текст отчета приводится с сокращениями.

[...]

Общий объем средств федерального бюджета, израсходованных на проект создания самолета RRJ и двигателя SaM146 в период 2003-2010 годов, составил 16984,3 млн. рублей по 15 государственным контрактам. Из внебюджетных источников разработчиками было привлечено 27164,5 млн. рублей. При этом расходы из федерального бюджета по самолету RRJ составили 12431,1 млн. рублей по 9 государственным контрактам и 20335,1 млн. рублей из внебюджетных источников.

Согласно терминологии государственных стандартов контракт подписан на этапе «постройка и рассмотрение макета авиационной техники». Все работы по проекту RRJ (SSJ-100) в период с 11 марта 2003 года до даты заключения государственного контракта (31 августа 2005 года) проводились ОАО «ОКБ Сухого» за счет внебюджетных источников.

В техническом задании на ОКР не производилось соотнесение основных эта-пов создания авиационной техники, предусмотренных государственными стан-дартами и Положением о порядке создания техники для гражданской авиации, с этапами выполняемой опытно-конструкторской работы.



Также техническое задание на ОКР содержит противоречия принципиального характера с точки зрения оценки окончательного результата выполненной работы:

- техническим заданием на ОКР установлено, что должно быть создано семейство самолетов RRJ, состоящее из самолетов вместимостью 78 пассажиров в одноклассной компоновке - RRJ-75 и 98 мест - RRJ-95. Однако в качестве результата (что предъявляется заказчику) не было предусмотрено получение сертификата типа на самолет RRJ-75;

- определено, что самолеты RRJ должны быть сертифицированы по применимым нормам FAA (единый орган гражданской авиации США), также должен быть создан первый учебный центр программы RRJ, оборудованный полнополетным тренажером категории D (FFS) и процедурными тренажерами (CST). Однако в окончательной редакции раздела 11 технического задания на ОКР в результатах работы (что предъявляется заказчику) отсутствует сертификация по нормам FAA, а также постройка, приемка и сертификация комплексных и процедурных тренажеров.

При создании самолета RRJ основным исходным техническим документом, определяющим технический облик изделия, было техническое задание на семейство самолетов RRJ № 000-01, которое являлось приложением к техническому заданию на ОКР и обязательным документом для организаций заказчика и исполнителя, а также других организаций, принимающих участие в разработке самолета RRJ.

В нарушение пунктов 1.2, 1.3 и 2.3.1 Положения о порядке создания техники для гражданской авиации ни техническое задание на ОКР, ни техническое задание на семейство самолетов RRJ не были согласованы с Минтрансом России, Минобороны России (в части использования этой техники в интересах обороны страны), Межгосударственным авиационным комитетом и Минэкономразвития России (в части обеспечения поставки авиационной техники для экспорта).

Отсутствие согласования с Минобороны России затрудняло организацию взаимодействия между Минобороны России и разработчиком в ходе выполнения опытно-конструкторской работы и независимой приемки серийных воздушных судов, а также может затруднить эксплуатацию в Вооруженных Силах Российской Федерации самолетов RRJ, на владельцев которых в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» распространяется военно-транспортная обязанность в период мобилизации и в военное время.

В нарушение Положения о порядке создания техники для гражданской авиации и ГОСТа РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей» техническим заданием на ОКР и прочими условиями государственного контракта от 31 августа 2005 года № АВ/05/1045/РГА не было предусмотрено проведение государственных испытаний самолета RRJ, которые проводятся при приемке важнейших видов продукции.

В 2005-2009 годах из федерального бюджета по государственному контракту от 31 августа 2005 года № АВ/05/1045/РГА на создание самолета RRJ было затрачено 8544,7 млн. рублей, при этом исполнитель (ОАО «ОКБ Сухого», затем ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») в 2005-2010 годах привлек 16488,5 млн. рублей внебюджетных средств.

На основании решения конкурсной комиссии Росавиакосмоса от 27 ноября 2003 года с ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» (далее - ОАО «НПО «Сатурн») были заключены 2 государственных контракта на создание турбореактивного двухконтурного двигателя для семейства российских региональных самолетов (RRJ):

- от 18 декабря 2003 года № А07-3101/2003 «Разработка турбореактивного двухконтурного двигателя SNS-146 (СаМ-146) для семейства региональных самолетов», шифр «SNS-146» (срок действия - до 31 декабря 2003 года, общий объем израсходованных средств федерального бюджета - 26,9 млн. рублей);

- от 12 марта 2004 года № А07-3101/04 «Разработка турбореактивного двухконтурного двигателя SNS-146 (СаМ-146) для семейства региональных самолетов», шифр «SNS-146».

В решении конкурсной комиссии Росавиакосмоса отмечено:

- силовая установка семейства новых региональных самолетов в соответствии с заключением ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» от 9 декабря 2002 года в полной мере соответствует требованиям «Технического задания на конкурсную разработку технического предложения по созданию нового регионального самолета» и «Технического задания на конкурсную разработку технического предложения по созданию турбореактивного двигателя (ТРДД) нового поколения для регионального самолета», утвержденного Росавиакосмосом и Мин-трансом России в ноябре 2002 года;

- решением экспертного совета дирекции федеральной целевой программы выбран авиадвигатель совместной разработки ОАО «НПО «Сатурн» и фирмы Snecma Moteurs;

- генеральным разработчиком семейства нового регионального самолета фирмой «Сухой» был выбран авиадвигатель совместной разработки ОАО «НПО «Сатурн» и фирмы Snecma Moteurs;

- выбор фирмой «Сухой» авиадвигателя российско-французской разработки обусловлен, в том числе, и особенностями равноправного партнерства в части разработки, изготовления и послепродажного обслуживания в совместном проекте;

- российско-французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, сопредседателями которого являются Председатели Правительства России и Франции, признал проект разработки нового авиадвигателя одним из самых приоритетных проектов в сотрудничестве между двумя странами.

В 2004-2009 годах из федерального бюджета по государственному контракту от 12 марта 2004 года № А07-3101/04 на создание двигателя SaM146 было затрачено 3821,5 млн. рублей, при этом в 2004-2010 годах исполнитель (ОАО «НПО «Сатурн») привлек 5631,6 млн. рублей внебюджетных средств.

Начало серийного производства самолета RRJ-95 и двигателя SaM146 является основным результатом реализации ФЦП «Развитие ГАТ».

Емкости российского и мирового рынков гражданской авиатехники определяются емкостями рынков авиаперевозок. Поэтому самолет RRJ-95 и двигатель SaM146 ориентированы, прежде всего, на мировой рынок авиаперевозок, в противном случае, как показано в работах российских ученых и экспертов, принципиально невозможно достичь рентабельных объемов продаж авиатехники.

По оценкам ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», новый российский региональный самолет RRJ-95 (SuperJet 100) может быть допущен к эксплуатации только в 56 российских аэропортах, так как его взлетно-посадочные характеристики рассчитаны на международные нормы, требующие большей (чем в России) несущей способности искусственных покрытий элементов аэродромов и устанавливающие более жесткие требования к состоянию поверхности аэродромных покрытий.

Работами отечественных ученых показано, что задержка на 2-3 года программ создания самолетов RRJ и МС-21 относительно запланированных сроков может оказаться критичной для коммерческой эффективности этих программ в условиях жесткой конкуренции.

Всего на разработку, организацию производства и послепродажного обслуживания SaM146 было затрачено в 2003-2010 годах из федерального бюджета 4553,2 млн. рублей по 6 государственным контрактам и 6829,5 млн. рублей из внебюджетных источников, из которых 2170,0 млн. рублей выделила французская двигателестроительная компания Snecma Moteurs.

При этом, несмотря на поручение Председателя Правительства Российской Федерации, практически остановлено финансирование инвестиционного плана ОАО «НПО «Сатурн», утвержденного Минпромторгом России и ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», для развития серийного производства двигателей SaM146 и организации системы послепродажного обслуживания. Для завершения организации производства необходимого количества двигателей общий объем инвестиций по плану составляет 8400,0 млн. рублей.

В конце 2010 года из средств федерального бюджета было выделено 3400,0 млн. рублей. Недостаток финансирования инвестиционного плана в размере 5000,0 млн. рублей не позволит увеличить ОАО «НПО «Сатурн» производственные мощности для обеспечения плана производства самолетов RRJ-95 (с 30 до 150 двигателей к 2014 году), что поставит под угрозу всю программу продаж самолетов RRJ-95.

При этом на начало 2010 года кредитный портфель ОАО «НПО «Сатурн» составлял 22780,7 млн. рублей. Выручка предприятия в 2009 году составила 10100,5 млн. рублей, в 2010 году - 9765,9 млн. рублей. Чистый убыток предприятия за 2009 год - 1441,4 млн. рублей, за 2010 год - 1512,9 млн. рублей.

В 2010 году предприятие получило из федерального бюджета 8000,0 млн. рублей в качестве взноса в уставный капитал для сокращения нагрузки по кредитам. В результате на начало 2011 года кредитный портфель ОАО «НПО «Сатурн» снизился до 11881,4 млн. рублей.

Анализ финансового состояния ОАО «НПО «Сатурн» показывает, что предпринятых мер недостаточно для решения проблемы задолженности, так как предприятие не способно не только погашать, но и самостоятельно обслуживать кредиты. Во многом данная ситуация обусловлена постановкой на серийное производство двигателей SaM146.

Так, в условиях начальной стадии серийного производства за 7 месяцев 2011 года ОАО «НПО «Сатурн» было реализовано 6 силовых установок SaM146, убыток от продаж которых составил 312,18 млн. рублей. В 2012 году при выполнении контрактных обязательств по поставке 53 силовых установок убыток ОАО «НПО «Сатурн» от продаж SaM146 может составить 2757,6 млн. рублей.

Вместе с тем поручение Председателя Правительства Российской Федерации исполнено не в полном объеме, источники финансирования инвестиционного плана в размере 5000,0 млн. рублей по программе SaM146 на 2011-2012 годы не определены, что не позволяет увеличить ОАО «НПО «Сатурн» производственные мощности для обеспечения плана производства самолетов RRJ-95.

Анализ финансового состояния ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» показывает, что предприятие не располагает необходимыми для освоения масштабного производства финансовыми ресурсами, при этом финансовое состояние предприятия затрудняет их привлечение на рынках заемных денежных средств. Данная ситуация обусловлена тем, что самолет RRJ-95B является единственным коммерческим продуктом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», а серийное производство находится в начальной стадии.




  • 1
значит правду говорили год назад, что убыток тогда был - 1 млн евро на один Сам-146. Даже немного больше оказался
Но при этом в этом году производство мотора постепенно наращивается

Интересно, убыточно ли для М-С производство Д-436?

при таких маленьких объемах - наверняка. В этом году Самов наверняка значительно больше сделают, чем Д-436. Впрочем, там были какие-то траблы с оплатой то ли ВАСО, то ли ИФК ранее поставленных, может их решили уже.

(Deleted comment)
А есть данные по полной стоимости бортов МЧС ?

В отчете просматривается логика, что чем больше моторов делает Сатурн тем больше убытков приносит каждый. Вот например за полгода 2011 сделали 7 моторов, убытки 312 млн., т.е по 44 млн. с мотора. А при плане в 53 мотора в 2012 прогнозируемый убыток 2757 млн. т.е уже 52 млн. с мотора... Че-то я не пойму фишку? Движки продают ниже себестоимоти и что бы перестать на них терять (сколько бы ты их не выпускал) нужно повышать отпускную цену? Не может же быть что с ростом объемов себестоимость движка увеличивалась, должно быть наоборот...

новый российский региональный самолет RRJ-95 (SuperJet 100) может быть допущен к эксплуатации только в 56 российских аэропортах.
Только не 56 аэропортах а 56% аэропортах.

Ну и тут немного подробнее об аэропортах, которые посещал суперджет, а также аэропортах, которые готовы к его приему

Edited at 2012-08-29 02:40 pm (UTC)

А подскажите, откуда эти цифры????

Я так понимаю - из сравнения параметров ВПП аэродромов с требуемыми параметрами ВПП для Суперджета.

Может на одном сайте это опубликуете ??

superjet.wikidot.com/

Вы вообще по ссылкам ходили?

У меня почему то с обоих ссылок открывалась одна и та же таблица, перезагрузился нормально ссылка вторая открылась)

К этому надо еще добавить перестройку и модернизацию заводов в Комсомольске на Амуре, Ульяновске, Воронеже и Москве. И в итоге получается Самолет просто вытянул в начале нулевых всю отрасль и просто уже дальше не может тянуть этот груз.
Если честно то в СССР гражданская авиация всегда была убыточна по сравнению с военной.
Тоже самое происходит и в России, так что удивляться не стоит.

эх...повезло ссж.......государство его на своем горбу тянет(((((

не завидуйте

не говорите мне что мне делать.....

> не говорите мне что мне делать

я и не говорю

я говорю чего Вам делать не надо

Ваше мнение о том, что мне стоит\не стоит делать Вы вольны засунуть себе........Следом туда же можете засунуть себе и еще чего-нибудь......никто возражать не станет........

Что-то сей отчёт счётной палаты напоминает крик души: столько бабок угрохали, а с нами не поделились, не согласовали, не отстегнули... Может я и не прав, конечно... :)

Edited at 2012-08-31 07:47 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account