Previous Entry Share Next Entry
Рецензия "Красной звезды" на новую книгу Центра АСТ
bmpd
На прошлой неделе в газете "Красная звезда" была опубликована рецензия Николая Пальчикова на книгу Центра АСТ "Управление научно-техническим прогрессом в аэрокосмической отрасли: иностранный опыт для России" (под редакцией Б.С. Алёшина, А.В. Дутова, С.Л. Чернышёва). Предлагаем ознакомиться с материалом.

56-01c




Опыт ведущих западных стран однозначно свидетельствует, что без государственного участия современная наука неспособна эффективно обеспечивать авиационную промышленность своей страны надлежащим научно-техническим заделом. Такой вывод делает группа авторов исследования «Управление научно-техническим прогрессом в аэрокосмической отрасли: иностранный опыт для России», которое на днях издано в Москве Центром анализа стратегий и технологий под редакцией Б.С. Алёшина, А.В. Дутова, С.Л. Чернышёва.
Книга посвящена изучению организации научных исследований в аэрокосмической отрасли ведущих авиационных держав мира, в первую очередь США, Великобритании, Франции и Германии. Акцент сделан на обзоре опыта формирования и развития национальных научно-исследовательских центров, отвечающих за создание и использование научно-технического задела в своих странах. Рассмотрены история создания научно-исследовательских центров, особенности национальных подходов к их развитию, нынешнее состояние и структура. Весьма познавателен краткий обзор наиболее актуальных направлений исследований, на которых сконцентрировано в настоящий момент внимание ведущих авиационных научных центров мира.
«Современный авиационный мир, – обоснованно замечают авторы, – стал глобальным, интересы национальных компаний (и производителей авиационной техники, и эксплуатантов) выходят далеко за пределы своих национальных границ. Обостряется конкуренция между крупными игроками авиационной индустрии как на уровне создания новых летательных аппаратов, так и на уровне их эффективной эксплуатации и поддержания всего жизненного цикла. При этом в современном понимании авиационная индустрия должна обеспечивать не только создание новых воздушных судов и их послепродажное обслуживание вплоть до утилизации, но и функционирование всей авиатранспортной системы, включая аэропорты, систему организации воздушного движения».
Можно согласиться и с мнением авторов о том, что прочные позиции страны в авиационной отрасли – «это не только показатель её технологической развитости, но и источник привлечения в экономику огромных средств». Не каждое современное государство может позволить себе иметь авиационную промышленность полного цикла. Необходимо обладать соответствующим мировому уровню научно-технологическим потенциалом, который выражается в наличии не только проектных и производственных возможностей, но и мощного научно-технического задела и соответствующей научно-исследовательской и испытательной базы. Именно научно-технический задел – основа развития авиационной техники, обеспечения её конкурентоспособности.
Применительно к Российской Федерации важен, как представляется, прежде всего опыт европейских стран. Он, как отмечается в исследовании, прямо свидетельствует о необходимости существования государственного авиационного исследовательского центра – ведь «без государственного участия потрёпанные Второй мировой войной европейская авиационная наука и промышленность неизбежно проиграли бы американцам конкурентную борьбу».
Известно, что к концу существования Советского Союза  отечественная авиационная наука соответствовала мировому уровню. Однако после ликвидации Министерства авиационной промышленности СССР в условиях резкого сокращения финансирования прикладных исследований в авиационной сфере ситуация драматически ухудшилась. Не секрет, что авиастроению в РФ пришлось многие годы выживать за счёт научно-технических заделов советского времени.
Свет в конце туннеля забрезжил лишь с созданием в 2014 году российского национального авиационного исследовательского центра – НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Авторы только что вышедшего исследования выражают надежду, что его создание позволит российской авиационной науке за счёт консолидации и перехода на новые принципы управления прикладными исследованиями восстановить свои позиции, как это произошло во второй половине ХХ века во Франции и Германии, и стать надёжной научно-технической опорой отечественного военного и гражданского авиастроения.
Книги Центра АСТ можно приобрести в Москве в книжном магазине "Фаланстер" (Малый Гнездниковский пер., 12), Книжном клубе в спорткомплексе "Олимпийский" (2-й этаж, место 274 и 340). В Санкт-Петербурге - на книжной ярмарке в ДК им. Крупской (Синий зал, место 7).

Заказать книги онлайн можно через компанию "CardKit". Оставить заявку можно: на e-mail: cardkit.ru@ya.ru, по тел: +7 (495) 411-21-75. Имеется возможность отправки книги "Почтой России". Компания готова доставить книгу по территории России и за границу. Отправка осуществляется в течение двух дней. Автору заказа отправляется номер для отслеживания бандероли. Оплата осуществляется либо переводом на карту, либо по Epal


  • 1
> без государственного участия современная наука неспособна эффективно обеспечивать авиационную промышленность своей страны надлежащим научно-техническим заделом
А в иной реальности тот же самый Боинг все меньше и меньше взаимодействует с НАСА.

Согласен, зачем им НАСА, если с 1993 года в Москве действуют Научно-технический центр (НТЦ), а также Конструкторский центр компании Boeing, ведущие научные и инженерные разработки для нужд компании. Специально для испытаний компонентов самолётов Boeing в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в городе Жуковский был построен уникальный испытательный стенд.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account