Previous Entry Share Next Entry
Самолеты Seebird SB7L-360 Seeker в ВВС Ирака
bmpd
Оригинал взят у коллеги militarizm в Seebird SB7L-360 Seeker в ВВС Ирака


Iraq AF - SB7L-360 Seeker-001.jpg


Американское вторжение в Ирак в марте 2003 года, завершившееся взятием Багдада и крушением режима Саддама Хуссейна, стало и концом агонии прежних иракских ВВС. В ходе войны боевые самолеты Ирака практически не произвели ни одного вылета, противник зафиксировал лишь эпизодические полеты иракских вертолетов. Как заявили оккупационные власти, захваченные на аэродромах боевые самолеты Ирака, оказались в плохом техническом состоянии и американцы отправили их на свалки и разделку. Интересно то, что та же судьба ждала и 45 пригодных к полетам вертолетов – по утверждениям американцев их обслуживание потребовало бы слишком больших затрат. Скорее всего, это было просто продолжением американской политики по уничтожению всех прежних силовых структур поверженного саддамовского Ирака и авиатехника пала жертвой своеобразной мести победителей поверженному противнику.


Iraq AF - SB7L-360 Seeker-002.jpg

Первый SBL7-360 Seeker получил обозначение YI-101. Фото было сделано вскоре после прибытия в Ирак — ясно видно отсутствие «шарика» оптико-электронной системы Ultra 8500FW Gyro, которая было установлена позже.

Однако вскоре иллюзии о быстром построении демократии по западному образцу в отдельно взятой арабской стране рассыпались под ударами разрастающейся партизанской войны против оккупационных властей. И уже через год после того, как американцы «разрушили до основания» авиацию прежнего режима, в апреле 2004 оккупационные власти предприняли первые шаги по созданию новых ВВС Ирака. В качестве цели им была поставлена задача воздушного наблюдения за границами и нефтегазовой структурой страны. Кроме того, было необходимо обеспечить транспортные возможности для перевозки грузов, персонала и VIP-персон.

10 июня 2004 американское Центральное Командование заключило контракт на 2,3 млн. USD с Seabird Aviation Jordan на поставку двух легкомоторных SBL7-360 Seeker иорданской постройки для ВВС Ирака. Контракт также включал обучение и обслуживание. Уже в середине июля американский транспортный С-130Н доставил самолеты в Басру и 18 августа 2004 года новые иракские ВВС совершили первый вылет. Самолеты получили номера YI-101 и YI-102, и вошли в состав сформированной 70-й эскадрильи.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-003.jpg

Этот же борт YI-101 уже с оптикой


Иракские машины были оснащены стабилизированной оптико-электронной системой наблюдения Ultra 8500FW Gyro ("шарик" под фюзеляжем). Система включает дневную телекамеру и ночную инфракрасную систему наблюдения способную обнаружить человека на расстоянии 3-3,5 км с высоты 600 м.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-004.jpg

Второй и последний SBL7-360 Seeker YI-102

Иорданцы оптимистично планировали собрать для Ирака 24 таких SBL7-360 Seeker, но после поставки первых двух самолетов дело намертво застопорилось. В чем было дело толком не известно, но в одном из интервью, которое дал в 2007 году американский бригадный генерал Стефен Хуг американской военной прессе прозвучал примерно такой пассаж в отношении SBL7-360 Seeker: "Хороший маленький самолетик с отличным обзором и небольшой скоростью для контроля трубопроводов. Но у него есть ограничение – боковой ветер его может перевернуть. Поэтому реально его можно использовать только зимой и в начале лета, до начала сильных ветров». Можно предположить, что такая "сезонность" в применении самолетов категорически не устроила иракских генералов и они категорически отказались от продолжения закупок этих "хороших маленьких самолетиков" даже на американские деньги, продолжив свои "эксперименты" с выбором подходящей техники.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-006.jpg

YI-101 закатывают в ангар в Басре. Видно, что из опознавательных знаков у самолета только флажки на киле

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-001.jpg

SBL7-360 Seeker в процессе своей недолгой летной карьеры в иракской авиации

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-007.jpg

Американский генерал с хозяйским видом сидит в кабине SBL7-360 Seeker. И он прав — самолет куплен американскими военными на американские деньги. Перед ним командир 70-й эскадрильи полковник Сами.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-008.jpg

Бывшие «соколы Саддама» в кабине Seeker. Им новые хозяева вручили такую «передовую технику» — где восторг на лицах?


Iraq AF - SB7L-360 Seeker-010.jpg

На снимке сделанном в Басре в январе 2009 иракцы еще занимаются самолетом — видимо он еще вполне себе летает.


Очевидно, что оба SBL7-360 Seeker эксплуатировались не очень долго, так как быстро пропали из виду амекриканских армейских фотографов, и так уже и не "всплыли" в соцсетях иракских военных. Последняя известная фотография запечатлела их в 2010 году в самом дальнем углу ангара 70-й эскадрильи. Причем, оптико-электронной системы Ultra 8500FW на самолетах уже нет - так как она полностью идентична установленной на самолетах SAMA CH2000-MTSA (пришедших на смену SBL7-360 Seeker), то явно демонтированы для поддержания боеспособности CH2000-MTSA.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-009.jpg

В дальнем углу ангара 70-й эскадрильи ВВС Ирака. Оба SBL7-360 лишились оптики и скорее всего уже не летают. Снимок 2010 года.

  • 1
Хорошая штука! Можно поля опылять и краснокнижных животных расстреливать. Не знаю, чем эти иракезы недовольны...

Продать нефтянке, контроль над трубопроводами.

В чём у него преимущества перед беспилотником?

Вероятно дешевле купить это и платить пилоту, чем раскошеливаться на комплекс БПЛА. Пиндосы держат Ирак за одно место в плане поставок вооружения. Поэтому я не удивлюсь, если они тупо не хотят продавать что-нибудь беспилотное, а в РФ покупать средства наблюдения просто политически не дают. Вообще на таком самолётике стрёмно летать над тачанками, как мне кажется...

Edited at 2017-06-30 06:42 am (UTC)

То-то у Ирана они БЛА не покупали?
Вроде китайское что-то еще было, хотя, может быть путаю чего.

Покупали то, что разрешили. Возможно. В любом случае амеры имеют огромное влияние на иракское руководство. По-другому объяснить покупку вот этого просто невозможно... Ну или обычная коррупция.

В том, что он бесплатный.

Миллион долларов за это убожество? :( Интересно если сейчас По-2 начать клепать на готовом автомоторе во сколько он обойдется - тысяч в 5-10 баксов, если без всяких сертификаций?

Не совсем, комплекты для самостоятельной сборки подобных игрушек стоят 15-50 тыс долл. Миллион, надо полагать, стоит оборудование для наблюдения и разведки.

Это чудо покупалось в 2004 году, тогда беспилотники были не столь совершенны и распространены. И это делалось в рамках восстановления ВВС - то есть и пилоты и технари должны были заниматься самолетами.
По поводу комплектов для самостоятельной сборки - у Ирака был тоже "удачный" опыт с ними :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account