Previous Entry Share Next Entry
Сербские учебно-тренировочные самолеты UTVA Lasta-95N в ВВС Ирака
bmpd
Оригинал взят у коллеги militarizm в UTVA Lasta-95N в ВВС Ирака






Работы по проекту учебного самолета Lasta велись в бывшей Югославии с середины 80-х годов прошлого века. После кровавого развала страны, череды гражданских войн и агрессии НАТО новый вариант был создан теперь уже сербским авиазаводом UTVA и получил название Lasta-95.

Прототип Lasta-95 впервые поднялся в небо 5 февраля 2009 года. Двухместный самолет был оснащен поршневым мотором Lycoming AEIO 540. После выпуска двух прототипов был получен заказ на 15 серийных самолетов от ВВС Сербии.




   
Вскоре им заинтересовались возрождающиеся из небытия ВВС Ирака, испытывающие острую потребность во всем, что способно подняться в воздух, а также в подготовке большого количества молодых летчиков на смену немногочисленным вернувшимся на службу в новые ВВС седовласым «соколам Саддама». Однако, ВВС Ирака выдвинули  весьма резонное требование оснастить самолет двумя пилонами для подвески вооружения — ибо курсантам надо прививать базовые навыки не только пилотирования, но и применения вооружения. Тем более, что все еще хорошо помнили масштабную партизанскую войну против оккупантов и нового правительства Ирака.

Ирак принял решение закупить 20 таких самолетов и прототип «иракского» Lasta-95N совершил первый полет в ноябре 2009 года, а уже в летом 2010 начались поставки серийных самолетов в Ирак, последняя партия прибыла в в 2011. Цена одного самолета составила порядка 300 000 USD, для сравнения американский Т-6А Texan-II стоит под 5 млн. USD.




   


Первый иракский Lasta-95N получил регистрацию YI-160, но буквы на самолет не нанесены, только номер.

В ходе подготовки к принятию самолета на вооружение восемь иракских пилотов дважды  проходили обучение в сербском Техническом испытательном центре в Батайнице.



Второй собранный для Ирака самолет уже несет полный код YI-161. В кабине иракские летчики, но сам снимок сделан еще в Сербии, что легко понять по опознавательным знакам на заднем плане.


Сербские техники обслуживают поршневой двигатель Lycoming AEIO 580




Сборка самолетов иракского заказа на авиазаводе в Панчево

Иракские Lasta-95N получили два подрыльевых узла подвески вооружения — по одному под каждой консолью. Общий вес боевой нагрузки — 220 кг, она может включать пулеметные контейнеры калибра 7.62-мм, 12.7-мм или 100-кг авиабомбы.

На заводских снимках борт YI-166 демонстрирует подвеску пулеметных контейнеров.

 

Иракские военные на официальной церемонии передачи Lasta-95N академии ВВС в Тикрите.
После нескольких месяцев освоения самолетов инструкторами 202-й эскадрильи ВВС Ирака, в феврале 2012 на авиабазе в Тикрите началось обучение 200 курсантов на этом типе самолета. В это время, у иракцев уже имелось два типа учебных самолетов — 12 самолетов первоначального обучения Т-41 Cessna-172, а также 15 довольно продвинутых и дорогих турбовинтовых Т-6А Texan-II американского производства. Относительно недорогой поршневой Lasta-95N должен был занять промежуточную ступень между этими двумя типами машин.

Однако, после, буквально, месяца интенсивной работы полеты Lasta-95N были остановлены из-за проблем с моторами Lycoming AEIO-580-B1A. К этому времени налет всего парка составил 600 часов. Оказалось, что из-за ошибок в конструкции моторов серии 540 и 580 первые 20 секунд работы система смазки фактически не работает, из-за чего идет повышенный износ двигателя и уменьшение его ресурса. Проблема была признана производителем.


Установленный на Laste-95 поршневой мотор Lycoming AEIO-580-B1A



Сербский Lasta-95 потерпевший катастрофу из-за не выявленной вовремя «детской болезни».

Ко всему прочему, 26 сентября 2012 года Lasta-95 разбился в Сербии, один из летчиков-испытателей погиб. Расследование показало, что самолет должен был выполнить проверочный полет после замены топливного насоса. В ходе полета экипаж из полковника Бесаговича и майора Савича «попутно» отрабатывал штопор — одно из упражнений, которое Савич должен сдать перед получением должности летчика-испытателя. Во втором «заходе» упражнения из-за ошибки допущенной при проектировании узла педалей управления их заклинило, пилоты не смогли вывести самолет из штопора и приняли решение прыгать с парашютами. Из-за недостатка высоты парашют Савича не успел полностью раскрыться и летчик получил смертельные травмы. В этой катастрофе сказалось отсутствие на самолете катапультных кресел.


Иракский курсант с надетым парашютом на фоне Lasta-95N YI-176

В середине мая 2013 на иракских Lasta-95 начали проводить работы по «излечению» обеих выявленных проблем и возвращать самолеты в строй.
В декабре 2013 в Ираке стал нарастать накал борьбы с террористическим движением ИГИЛ, позже ставшим «Исламским Государством». Внезапно оказалось, что Военно-воздушные силы Ирака за 10 лет развития (после погрома 2003 года) располагают целыми 3 (прописью — тремя) боевыми самолетами способными применять вооружение — AC-208 Combat Caravan на базе легкого одномоторного транспортника, способными применять только недешевые ПТУР Hellfire по две штуки за вылет.

Примерно в это время командование перевело «Ласточки» из Тикрита в Насирию, что, как оказалось, их в дальнейшем спасло. Дело в том, что летом 2014 террористы ИГИЛ начали масштабное наступление, захватив огромные территории. В тщетной попытке хоть как-то противостоять идущему наступлению «черных» ВВС Ирака задействовали свои Lasta-95N, благо возможность подвески вооружения была предусмотрена, причем бомбы можно было подвешивать любые — советские, французкие или американские. Сам этот факт выгодно отличал «Ласточку» от иракских T-6A Texan-II американского производства, которые вообще не могли быть вооружены.

Конечно, вряд ли сербские самолеты сыграли хоть сколько-нибудь значительную роль в этих боях, по крайней мере свою бывшую базу в Тикрите (тогда еще называлась «Camp Speicher», как была названа оккупантами в честь американского пилота F-18, бездарно погибшего в воздушном бою с иракским МиГ-25  в 1991 году) они защитить не смогли.
В отличии от техники, личный состав оказался брошен в Тикрите на «Camp Speicher». По разным оценкам, на авиабазе находилось от 4000 до 11000 безоружных курсантов и обслуживающего персонала. В условиях коллапса армии, единственно что смогло сделать командование — разрешило курсантам переодется в «гражданку» и спасаться самостоятельно. Толпы курсантов двинулись в сторону шоссе на Багдад, где они «благополучно собирались» моторизованной «пехотой Халифата». Всех шиитов «черные» расстреливали в неглубоких рвах — после освобождения Тикрита было найдено по крайней мере 1566 убитых курсантов.
После того, как ВВС экстренно пополнились штурмовиками Су-25, частью — «родными экс-иракскими» полученными из Ирана, а частью срочно закупленными в РФ, практика использования учебных самолетов в штурмовках прекратилась. Lasta-95N продолжают использоваться по своей «основной специальности» — для обучения.


Lasta-95N рядом с американским конкурентом T-6A Texan-II


Парадный пролет тройки «Ласточек»


На церемонии окончания обучения на авиабазе Талил в 2015 году была показана тройка Lasta-95N c подвесными контейнерами.

Единственная известная потеря иракских Lasta-95N произошла 17 апреля 2017, когда при взлете с базы "Имам Али" (Талил) у самолета «обрубило» движок. Самолет потерпел катастрофу, но оба пилота — майор и лейтенант выжили и были доставлены в больницу.

Lasta-95N разбившаяся при взлете с Талила 17 апреля 2017



  • 1
Интересно, сколько кресло катапультное стоит, минимально достаточное для самолёта такого типа ? По идее сущие копейки для такого тихохода, но что-то УТС'ы без систем катапультирования в последнее время наблюдаю регулярно.

много! поэтому люди летающие для души на самолётах за миллионы его неимеют, ну или как варинат и те и те идиоты....

кресла уже в вертолётахстоят давно и разные... норма в самолёте но не в таких,почему? см выше.

пысы чисто поржать катапультное кресло моно и нуно впаять в формулу 1, там вес давно позволяет, цена тем более и тем более успшно отрабатае парашут по типу открытия снизу как широченный аж планирует матрас.

причём именно парашутоткрывающийся снизу позволяет прыгать с высоты хоть 5 метров. или например 15 км с раскрытием парашута на высоте 150-30, ПОФИГ.. амтрас смягчает удар)))

Как раз для вертолёта проблема не в кресле,а в том,что оно вылетает в верх, а там винт как мясорубка. нужен предварительный отстрел лопастей. а это во первых дополнительное время плюс узел крепления лопасти получается более сложным и тяжёлым и должен выполнять противоречивые требования быть прочным во время штатной работы,но легко разрушатся при отстреле. серийно такая система насколько знаю применяется только на Ка-52 но несколько катастроф произошедших с этим типом машины дают её не однозначную оценку(возможно не во всех случаях пилоты просто её применяли). так что на вертолётах больше надеяться на конструктивные меры снижающие ударную нагрузку при падении(усиленная конструкция шасси и специальная амортизация кресел пилотов)

ва первых первичные катапульты делались в бок и это кка бы лучше чем ничего. ва ватрых нормально ктпультить вниз особнео для парашюту с высотой открытия 10 в виде матрас с низу диаметров 10

Re: жуткий нуб

Ась, какие катапульты в бок? первые известные мне катапульты устанавливались на немецком He-219 не подскажите влево или вправо? дальше вообще что то не разборчивое либо у вас проблемы с набором текста, либо это к доктору.

к дохтору. там надувной матрасик предлагають в качестве средства спасения....

стоить оно должно много,как раз в силу сложности такого изделия(оно должно обеспечивать спасение при нулевых высотах и скоростях полёта) и хорошего добавочного веса их и не очень ставят. на такой тарахтелке становится вполне целесообразно применят систему общего спасения всего самолёта с экипажем. может выйти и дешевле,и по весу меньше. но у неё могут быть ограничения по режимам полёта(сложность применения при выполнении сложного пилотажа)

>(оно должно обеспечивать спасение при нулевых высотах и скоростях полёта)

Кому оно должно ? С чего бы это ?

А если этим не заморачиваться, то креслицо будет и лёгкое и дешёвое и простое до невозможности.

Кому должно? да собственно заказчику. так как аварийная ситуация на учебной машине часто и густо возникает при выполнении посадки, когда высоты и скорости около нулевые отсюда такое требование.
Не заморачиваться этим наверное можно, но тут решает заказчик(пользователь). А на большой высоте такой низко скоростной машине катапультирование не особо и нужно. вполне можно старым,дедовским способом с парашутом. тем более что при серьёзном подходе к подготовке пилотов они прежде чем получить допуск к полётам проходят парашутную подготовку с выполнением реальных прыжков.

КК - это пиропатроны, а пиропатроны - это отдельное обслуживание и отдельная техника безопасности.

на самом деле

нуно пе2 повторить, современный уже потянет не 0,2 а 0,5 тонны тока БК а это десятки выстрелов к шмелю-М, сотни выстрелов к паре АГС по краям крыльев, или тяжёлая бомба любого типа которая по корекитировке аля каб стоит мало а кусает за 10 км бункер на разлёт.
важно же шо мотора 2 и и пилот моторы и прочее топливо - тяги рулей рули будут иметь гарантированую стойкость 12,7 в упор любой пулькой и одно пзрк хоть в лобовое стекло хоть в мотор никогда не сможет сбить самолёт ГАРАНТИРОВАННО. как и десяток снарядов 23мм, они такое переживали тысячи раз.
самое смешное)) крейсерская скорость у аппара как у дрявоболта почти но цена как у 1 бомбы на нём.

Ая-яй, вот тебе и хваленные американские двигатели.

Ая-яй, оё-ёй! Кем хвалёные американские двигатели, американцами хвалёные?!)))

американцами и прочими пацреUSиками.

а большая ли альтернатива этим клонам дяди фердинанда?))))

Не ожидал что на сербских самолётах будут проблемы с американскими моторами.

Амекосы сербам контрактик подкинули видимо за правильное поведение.А так да ,Ил-10 реинкарнация так и просится.С применением современных материалов,движков,вооружения.

меня выше посмотри, можно растрелять из реактивного гмёта но получиться ли? про вес брони.. ну нетаие уж дорогие в 3 раза лоегче стали

15 тысяч солдат превратить в стадо баранов! Да даже если бы у них была лёгкая стрелковка, такую толпу никто бы не остановил тачанками.
Неудивительно, что Израиль трахнул пол Ближнего Востока, имея в своих рядах тертых ветеранов ВМВ.

  • 1
?

Log in