Previous Entry Share Next Entry
Конец польского долгостроя
bmpd
24 февраля 2012 года премьер-министр Польши Дональд Туск по итогам состоявшегося 23 февраля заседания Совета национальной безопасности Польши заявил о решении правительства страны все-таки закрыть долгостройную программу корветов Gawron II (проект 621) и окончательно прекратить постройку головного корабля этого типа Slazak.

Программа Gawron II, начатая в конце 1990-х годов, предусматривала постройку для ВМС Польши серии многоцелевых корветов, которые должны были составить ядро польского надводного флота. Изначально планировалась постройка cеми кораблей со вводом всех в строй к 2012 году. Избранный для постройки корвет (польское обозначение - проект 621) был фактически вариантом германского проекта МЕКО А 100 совместной разработки German Corvette Consortium (альянс Blohm + Voss, Lürssen, Thyssen и HDW по проектированию и постройке для ВМС Германии на основе того же проекта корветов типа К 130). С польской стороны разработчиком проекта 621 выступал Centrum Techniki Morskiej (CTM) в Гдыне.

Головной корабль Slazak (бортовой номер 241) был заложен на военно-морской верфи Stocznia Marynarki Wojennej в Гдыне 28 ноября 2001 года и первоначально планировался ко вводу в строй в 2003 году. К этому времени в планах строительства числились уже шесть корветов, которым предполагалось присвоить названия Kujawiak (бортовой номер 242), Krakowiak (243), Mazur (244), Kurp (245) и Goral (246). Реально строительство единственного начатого корабля Slazak из-за хронического недофинансирования велось очень вяло и периодически надолго останаливалось. Планы дальнейшей постройки серии быстро скукожились до двух или трех кораблей. Оценка стоимости постройки головного корабля возросла с 250 млн. злотых до 1,5 млрд. злотых (около 500 млн. долл). В конечном счете "технический спуск" корвета Slazak был произведен только 16 сентября 2009 года, причем 22 сентября корпус был поднят обратно в эллинг верфи для продолжения работ (которые, впрочем, фактически не велись). Хотя корабль не имеет надстройки, на нем установлена форсажная часть энергетической установки в составе газовой турбины LM2500 (производства итальянской Avio) - но маршевые дизельные двигатели MTU так и не были поставлены. Контракты на поставку электронных систем и оружия для корвета также так и не были заключены. Всего к настоящему времени на проектирование и постройку головного корабля были потрачены около 400 млн. злотых. 

В 2009-2010 годах министерство национальной обороны Польши пыталось оживить проект, запросив 200 млн. злотых (59 млн. долл) на возобновление работ на Slazak с перспективой ввода его в строй в 2017-2018 годах, и выдвинув план постройки к 2025 году еще двух однотипных кораблей. Однако все эти программы снова профинансированы не были.
Сама верфь Stocznia Marynarki Wojennej в апреле 2011 года объявила о состоянии банкротства. В итоге теперь польское правительство, несмотря на отчаянное сопротивление руководства флота, решило окончательно закрыть явно бесперспективную программу Gawron II, ставшую образцом разбазаривания государственных средств.

С учетом того, что ранее, в ноябре 2011 года, польское правительство по финансовым соображениям также решило отказаться от проведения ремонта и модернизации обеих полученных от США польских фрегатов типа Oliver H. Perry (на что требовалось 450 млн. злотых), то польский флот сталкивается с перспективой в ближайшие годы полностью отстаться без сколько-нибудь значительных надводных боевых кораблей. Сообщается, что на заседании Совета национальной безопасности Польши 23 февраля, на котором обсуждалось будущее польского флота, было решено "существенно изменить роль флота в польской оборонной политике" (а проще сказать - сократить эту роль). Выглядящее вполне разумным решение в виде отхода от польских традиций амбициозного затратного военно-морского строительства. В качестве перспективы на ближайшие годы сейчас предлагается выделение польскому флоту 1 млрд. злотых (317 млн. дол.) на приобретение одной "современной" неатомной подводной лодки. Можно предположить, что речь идет о приобретении у Греции головной подводной лодки германской постройки проекта 214 Papanikolis, по поводу проблем с которой Греция долгое время вела тяжбу со строителем (ThyssenKrupp Marine Systems). Греция была вынуждена принять эту лодку в 2010 году в рамках соглашения с немецкой стороной о взаимном урегулировании претензий, но при этом греки заявляли о планах продать в дальнейшем эту лодку третьей стране.


i-i12-02-123gawron

Корпус головного корвета Slazak типа Gawron II (польский проект 621) после "технического спуска" на верфи Stocznia Marynarki Wojennej в Гдыне, 16.09.2009 (с) www.altair.com.pl  

  • 1

правильное решение

было решено "существенно изменить роль флота в польской оборонной политике" - очень верно. Украина еще на пути к осознанию этого факта.

Re: правильное решение

Факт. Флот Украине не нужен, только береговая охрана

Отличная новость.

Желаю такой же участи f-35 и пусть они закроют программу как можно позже.

Тссс. А то вдруг послушают.

Пшекам очень важно иметь флот ибо они последний оплот Общечеловеческих Ценностей и Евро-Атлантического Выбора перед ужасающим чекистским мордором откуда вот-вот набегут танковые орды орков. Но т.к. флота нет, то придётся учить боевой гопак вместе с протоукрами

У Вас опечатка: "закрыть явно бесперспективную программу Gowind II" -- Gawron II. :-)

Хорошую вещь говиндой не назовут.

Хм.. Позавчера вернулся из Польши. Видимо они все сэкономленные деньги пустили на автострады, мосты и новые ветки жд - строят ну оооочень много. А вообще, страна у них классная и люди приятные.

Автострады и мосты, это обычно европейские деньги.

А что с корытом будет? Разрежут?

Попытаются продать кому-нибудь :)

а эти парни когда то полБалтфлота требовали:-))))
и ваще великой морской державой себя чувствовали

Rzeczpospolita od morza do morza!!!, как говорится. Вспомните Дюпуи де Лом, и попытку купить дредноуты после первой мировой. Эта музыка будет вечной, походу.

пол Балтфлота??? А на каком основании?

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account