Previous Entry Share Next Entry
Состояние программ разработки вертолетов Ми-38, Ка-62 и ПСВ
bmpd
Журнал "Авиатранспортное обозрение" опубликовал статью Алексея Синицкого "Деньги для вертолетов", посвященную состоянию российских перспективных программ гражданского вертолетостроения (Ми-38, Ка-62 и ПСВ) на основании информации из пояснительной записки к тексту обсуждаемого в Правительстве России проекта нового постановления Правительства "О внесении изменений в ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 года".

Согласно приведенным в статье данным, разработка вертолетов Ми-38 и Ка-62 продолжает затягиваться и сталкиваться с техническими трудностями, и требует по-прежнему обильного государственного финансирования. Что же касается
НИР "Разработка и создание перспективного скоростного вертолета" (ПСВ, он же RACHEL), то в сентябре 2014 года эта работа вообще прекращена ввиду того, что "при существующем уровне научно-технического задела в этой области невозможно достижение результатов НИР, установленных техническим заданием, в заданные сроки".

.
psv

Модель аванпроекта российского перспективного скоростного вертолета ПСВ (RACHEL), программа которого в сентябре 2014 года была прекращена (с) www.ato.ru





Pазработка новых вертолетов, безу­словно, возможна и в порядке инициативы, однако принципиально важный компонент любой действующей программы — наличие государственного финансирования. Проект нового постановления правительства "О внесении изменений в ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 года" все еще находится на стадии экспертизы, хотя 2015 г. уже наступил. Тем не менее это постановление только закрепит фактически сложившуюся ситуацию, так что о состоянии дел, в частности, в отрасли вертолетостроения можно судить по прилагаемой к проекту постановления пояснительной записке.

Ми-38

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 1213 преду­сматривалось следующее финансирование проекта Ми-38 на 2015 г.: 239,7 млн руб. из федерального бюджета и 587,1 млн руб. из внебюджетных источников — всего 826,8 млн руб. При этом ожидаемыми результатами работ в 2015 г. были названы сертификация вертолета, получение сертификата типа и продажа шести машин.

В прошлом году на входящем в холдинг "Вертолеты России" Казанском вертолетном заводе завершилось изготовление четвертого опытного образца ОП-4 вертолета Ми-38, который был подключен к проведению сертификационных летных испытаний. Однако стало понятно, что при намеченном объеме финансирования запланированных результатов добиться невозможно. Согласно проекту нового постановления, дополнительное финансирование в 2015 г. завершающего этапа работ по созданию Ми-38 определено в объеме 1,883 млрд руб., то есть суммарный объем финансирования составит 2,7098 млрд руб (увеличение в 3,3 раза), причем из средств федерального бюджета 1,4748 млрд руб. (рост в 6,2 раза), а из внебюджетных источников — 1,235 млрд руб. (рост в 2,1 раза).

Причинами увеличения требуемого финансирования стали необходимость изготовления дополнительно двух опытных образцов двигателя ТВ7-117 для проведения сертификационных испытаний, а также необходимость проведения ряда дополнительных стендовых и летных испытаний вертолета в соответствии с ужесточенными требованиями АР МАК и EASA.

Для обеспечения сертификации вертолета в запланированные сроки принято решение не отвлекать опытные образцы вертолета Ми-38-2 ОП-1, ОП-3 и ОП-4 от летных испытаний, а для проведения испытания механизма привода винтов и системы управления переоборудовать вертолет Ми-38, на котором были установлены двигатели RW-127/5, в вариант Ми-38-2 с двигателями ТВ7-117В.

Кроме того, проведенные расчеты и испытания показали, что установленный на опытных образцах Ми-38 рулевой винт недостаточно эффективен при полетах в условиях высокогорья и повышенных температурах. Для исключения полетных ограничений требуется разработка нового оптимизированного рулевого винта.

Наконец, для обеспечения серийного производства вертолета Ми-38 по современным нормативным требованиям конструкторскую и эксплуатационную документацию, которая в настоящее время выполнена на бумажных носителях, необходимо преобразовать в цифровой 3D-формат.

Ка-62

Уже упомянутое постановление № 1213 предусматривало финансирование проекта Ка-62 в 2015 г. в объеме 1,0528 млрд руб., в том числе 515,5 млн руб. из федерального бюджета и 537,3 млн руб. из внебюджетных источников. Результатами работ 2015 г. были обозначены проведение ресурсных испытаний агрегатов вертолета, разработка рабочей конструкторской документации, выполнение работ по расширению сертификата типа и объем продаж 29 машин.

Программа Ка-62 также потребовала дополнительного финансирования, но не настолько большого, как Ми-38. В соответствии с проектом нового постановления его суммарный объем составит 1,7066 млрд руб. (рост на 62,1%), в том числе бюджетное финансирование — 940,5 млн руб. (рост на 82,4%), внебюджетное финансирование — 766,1 млн руб. (рост на 42,5%).

На сегодня изготовлены два опытных образца Ка-62, первый полет в рамках сертификационных летных испытаний намечался в апреле 2015 г., но к моменту подписания номера в печать информации о нем не было.

Основной причиной задержки стали технические трудности, связанные с разработкой системы управления общевертолетным оборудованием (СУОВО), которая устанавливается на вертолет впервые в мире.

Кроме того, потребовалось проведение дополнительных работ по созданию необходимого опционального оборудования в целях обеспечения конкурентоспособности вертолета Ка-62, разработка и изготовление стенда полунатурного моделирования Ка-62, а также изготовление дополнительного третьего летного образца. Согласно новому проекту постановления, сертификацию Ка-62 планируется завершить в декабре 2016 г.

Перспективный скоростной вертолет (ПСВ)

Постановление № 1213 предусматривало финансирование проекта ПСВ за счет средств федерального бюджета (1,5163 млрд руб. в 2014 г. и  2,692 млрд руб. в 2015 г.), внебюджетное финансирование не предусматривалось.

В 2014 г. в рамках программы была отработана технология и изготовлен комплект оснастки и первый технологический образец лопасти несущего винта (ЛНВ) летающей лаборатории (ЛЛ) перспективного скоростного вертолета и был проведен ряд исследований.

Разработана конструкторская документация и изготовлен экспериментальный образец системы сигнализации срыва (ССС) ЛЛ ПСВ. Проведены лабораторные испытания экспериментального образца системы.

Были выполнены изготовление оснастки для постройки ЛЛ ПСВ, изготовление и исследование технологических образцов ЛНВ, изготовление образца носовой части фюзеляжа для статических испытаний и специальных элементов установки для статических испытаний крыла. Изготовлен образец законцовки ЛНВ для усталостных испытаний, стенды для усталостных испытаний законцовки и концевой части лопасти.

Однако по результатам рассмотрения на научно-техническом совете холдинга "Вертолеты России" был сделан вывод, что при существующем уровне научно-технического задела в этой области невозможно достижение результатов НИР "Разработка и создание перспективного скоростного вертолета", установленных техническим заданием, в заданные сроки.

В качестве причин невыполнения условий государственного контракта отмечена невозможность достижения высоких крейсерских скоростей полета вертолета без существенного увеличения стоимости эксплуатации, вследствие чего одновременное выполнение всех требований технического задания невозможно при текущем состоянии развития технологий. Признано целесообразным полученные результаты работы использовать для продолжения исследований по созданию новой несущей системы вертолета, рассчитанной на крейсерскую скорость полета более 350 км/ч и для завершения разработки вертолетного двигателя ВК-2500М, применимого в том числе для ремоторизации существующего парка вертолетов типа Ми-8/17. В результате научно-исследовательская работа по теме "Разработка и создание перспективного скоростного вертолета" в сентябре 2014 г. была прекращена.

Тем не менее в 2015 г. в рамках технологической платформы "Авиационная мобильность и авиационные технологии" по созданию перспективных вертолетов предполагается проведение научно-исследовательской и экспериментальной работы, направленной на улучшение летно-технических характеристик вертолетов со скоростями полета до 400 км/ч. Намечено создание летающей лаборатории для модернизации существующих и разработки новых перспективных вертолетов. На эти цели из федерального бюджета выделяется 630 млн руб., внебюджетное финансирование не предусмотрено. В качестве ожидаемых результатов определено проведение стендовых и летных испытаний образцов и агрегатов несущей системы на летающей лаборатории.  

  • 1
Два долгостроя, однако. Жаль нет крупного иностранного заказчика, который смог бы "вытащить" проекты.

жалеть надо не о инозаказчике, а об отсутствии линейки моторов для вертушек

Документация по Ми-38 делалась на бумаге ? Вот так сюрприз. Уже 25 лет назад чертежи во всех ведущих КБ на компьютерах делали.

Я еще в 2013 году на первом в своей жизни рабочем месте участвовал в создании электронной модели фюзеляжа Ми-38 (по чертежам 1992 года, лол). Неужели до сих пор не доделали?

Там где Чемезов со своими друзьями эффективными менеджерами юристами и экономистами,там новых разработок нет.
Максимум они могут производительность поднять,но ничего нового разработать не могут.
Теперь в ОАК Погосяна выгнали и поставили друга Чемезова юриста.
А ОАК одна из немногих контор,где были новые разработки,но король отверточной сборки и СП до неё добрался.


Edited at 2015-06-11 08:31 pm (UTC)

Ну так сей час стоит задача не разработки, а сертификации и запуска производства.

А что касается разработки скоростного, то это дело еще лет на 15.

Частникам бы помогали,тот же Маслов на свой вертолет ни копейки госденег не получил


Это интернациональная компания, а не Маслов один.

Охренеть новость. Он сразу с места в карьер с этим винтокрылом.
Прототипирование макета вертолета в рамках проекта RUMAS-A245 | ЗАО "Завод мехатронных изделий"
Вопрос: Какие примерно планы по производству (штук в год), какова цена одного Румас-10?

Ответ: на текущие 10-12 месяцев планы собрать 5 машин. Все они в работе:
- одна 10-ка в однодвигательном исполнении 240 л.с. - тестовая (вы ее видели)(от 500.000 евро в России)
- одна 10-ка в однодвигательном исполнении 450 л.с. с противопожарным оборудованием (в сборке) - тестовая
- две 15-ки с двигателями 450 л.с. - клиентские (от 1.000.000 евро в России)
- одна 25-ка с двумя двигателями по 240 л.с. каждый - тестовая\клиентская (от 1.300.000 евро в России) (если будет желающий, можем еще одну собрать - двигатели будут через 10 месяцев.)
в следующем году 10 машин и еще через год 50 - договоренность о поставках двигателей существует.

пока так (максимальная технологическая возможность производства пока ограничена 100 машинами в год)

Edited at 2015-06-11 09:21 pm (UTC)

Вот этот ПСВ и отражает реальное положение дел в вертолетостроении.Бесконечная модернизация устаревших советских изделий.

победитель все обращает себе на пользу

было советское (т.е. ничьё) - стало наше

Похоже руководство вертолетов России работает в интересах AugustaWestland. Им нафиг не нужны Ми и Ка, когда можно получать откаты от итальянцев и пихать госструктурам AW139 и AW189 подмосковной сборки.

если в предложении поменять Вертолеты/Августу на Еврокоптер/Кавасаки или Августу/Еврокоптер, то будет интереснее

Эх, я надеялся, что у нас в Арсеньеве будут и гражданские вертушки делать тоже.

зато какие шикарные футбольные стадионы у нас будут!!!

Да, футбольным фанатам не объяснишь бином ньютона

Проекты хорошие. Но для нынешних времён крупноваты.

название Рейчел - неправильное, правильное Иисус Навин

Типа доделают только если Солнце остановится?))

Есть такое ощущение, что Ми-38 уже устарел.

Спасибо за статью, наконец то понял почему Путин итальянские вертолеты закупает, они есть они уже летают, наши только до ума доводят, и к концу контракта с итальянцами.....возможно пойдут в серию наши новинки-старинки

А между тем по программе замещения импорта уже собрали несколько AW139.

(Deleted comment)
Или NH-90, например.
О А400М промолчу. Первый эскиз - 1981.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Все правильно.

Хотя надо было бы радикальнее: Ми-38 на ф закрыть. Одними оффшорными буровыми его не окупить, для остального он избыточен, военным не интересен.
Ка-62 форсировать и ремоторизировать под отечественный движок, пусть даже с потерей ТТХ. Не получается - забить и работать над общегражданской версией Ка-32.
Зато нужен уже вчера:
- глубоко модернутый Ми-8 с полноценным всепогодным БРЭО и модульной компоновкой (это считай практически уже сделали),
- новый легкий однодвигательный универсал
- новый легкий 2-двигательный универсал (форсить АНСАТ-3 и Ка-226М)
- новый средний универсал (тот же Ка-62 + Ка-32"модерн").
- новый МАССОВЫЙ тяжеловес, но класса Чинука/Сталлиона, а не монстр типа Ми-26)
- может на перспективу - конвертоплан и сверхтяжелый вертолет класса Ми-12, не более кол. летных 26 сегодня.
Итого - только 2 реально новых проектов (4 если конверт и монстрик тоже).

Все остальное - от лукавого.

Re: Все правильно.

насчет среднетяжелого AHL/Ми-46 вроде даже какие-то соглашения есть

конвертоплан падуч и уязвим, а преимущества по ТТХ по сравнению с скоростным вертолетом невелики

Если ПСВ вообще закрыли, то недолго нашему гражданскому вертолетостроению осталось. Надо скупать/воровать технологии, создавать совместные разработки с европой, а не импортозамещать все вокруг лаптями и репой.

Блохастый ликует небось? :)

К конце концов их тихо похоронят, ради отвёрточной сборки итальянцев.

Закрытие ПСВ.

А.) Что и предсказывалось.

Б.) Слава богу.

(Deleted comment)
>кинуть бы в бушующее море свободного рынка
Что это изменит?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account